R 0 Y
RDA - радиоэкспедиция Пермяков в республику Тыва (Тува).
20 июля - 6 августа 2006 г.





Сразу после возвращения с Байкала в прошлом году, у Сергея RV9FQ начала зарождаться мысль о новой большой РДА-экспедиции куда-нибудь, где не ступала еще нога радиолюбителя. И вот в один прекрасный момент, на очередном заседании Совета РО, - вспомнилась вдруг, почти 20-летней давности, - RTTY-экспедиция в Туву, откуда Пермяки впервые вышли в эфир телетайпом из зоны 23, подарив очень многим возможность получить наконец вожделенную награду WAZ-rtty: тогда на RTTY-карте мира было закрыто последнее белое пятно.
Решение пришло сразу: ехать надо в Туву. И хотя некоторые ближние районы республики уже были "потоптаны" РДАстами, там оставались три совершенно "нулевых" территории, откуда никогда не звучали любительские позывные. Планирование и организацию экспедиции взял на себя сам Сергей RV9FQ, к которому с радостью присоединились Михаил RA9FTM, Алекс UA9FBV, а так же бывалый турист Сергей Батюков, когда-то так же занимавшийся любительской р-связью. Эту очередную RDA-экспедицию решили посвятить 20-летней годовщине той самой первой поездки Пермяков в эту республику: так сказать - "двадцать лет спустя". Все финансовые вопросы были решены благодаря бескорыстной помощи Валерия Комарова RD3AF. В качестве транспорта была арендована та же самая "Газель", что пробежала уже десятки тысяч километров по Забайкалью.

Как всегда, выехать согласно "утвержденного" графика не удалось. По возвращении из Салавата (с Очно-заочного чемпионата РФ - 2006), к утру 19-го июля собраться полностью не успели и старт состоялся только глубокой ночью - около двух часов 20-го числа. Поначалу немного работали с машины, но заметили, что трансивер при плохом КСВ начинает "попахивать" (автоматический тюнер вышел из строя), поэтому вскоре решили не рисковать, и впредь работать только со стоянок, подключая трансивер к усилителю мощности.
В Черногорск к Александру RA0WA, который на начальном этапе вместе с друзьями должен был составить Пермякам компанию в поездке, - опоздали на день, и дома Александра сразу не оказалось. Однако не прошло и часа, как он, примчавшись по звонку, уже кормил РДАстов и отпаивал, свободную от "управления автотранспортом", часть Пермской команды замечательным пивом, устроив в добавок и хорошую баньку. Но оказалось, что выехать раньше 25-го он не сможет, - договорились встретиться позднее на просторах Тувы, но рандеву, к сожалению, так и "не срослось".

В Абазу подъехали к вечеру, - устроились, по совету RA0WA, на "прикормленном" месте: на берегу реки Абакан. Правда оговоренную дорогу, что называется "смыло волной" (Абакан порезвился), но РДАсты как всегда нашли выход из положения, прокравшись в объезд по пересеченной местности - по просеке ЛЭП. Тут же состоялась теплая встреча с Леонидом UA0WBR, который несколько удивился образовавшемуся на UE9FDA/0 пайлапу, поскольку по его словам, в этой низине хорошее прохождение бывает довольно редко. На прощанье Леонид преподнес РДАстам, неоценимый перед подъемом на перевал, подарок - покрышку на "запаску", которая ушла взамен вспоротого по дороге колеса.

Ворота республики - перевал 2,2 тыс. метров встретил путешественников временным прояснением, позволившим оценить всю красоту, открывающейся сверху панорамы. Но висевшие со стороны Хакассии тучи, не позволили долго задерживаться, - на глазах надвинувшись темной стеной дождя и тумана. Поэтому быстро отметив микродозой коньяка ввод в действие позывного R0Y, РДАсты направились вниз к долине Ак-Довурака, где сияло ласковое солнце. Первая ночевка в Туве пришлась на границу Бай-Тайгинского и Бурун-Хемчикского кожуунов (TU03 и TU04), причем стелла районов неожиданно возникла у дороги несколько раньше, чем ожидалось, глядя на карту.

Занявшийся же новый день был отмечен в графике экспедиции поездкой в Монгун-Тайгу (что в переводе означает "Серебрянная тайга) TU08, - первый "нулевый" район экспедиции. Поэтому встали рано, что бы по пути еще попасть на границу TU05 и TU11, в место, где сливаются речки "Алаш" и "Хемчик": это чуть на север от трассы, куда идет, вполне приемлимая для проезда, накатанная колея.

Дорога в TU08 довольно сильно утомила путешественников. Это грунтовка, видимо когда-то была построена пограничниками. Но за десятилетия, верхний слой по большей части оказался смытым и остались торчать лишь остроконечные камни. Езда по такой трассе сопряжена с непрерывной тряской, в результате которой развинтились и чуть не потерялись даже гайки передних колес. На преодоление расстояния менее сотни километров ушло около восьми часов. Путь этот проходит по трем перевалам (2197, 1958 и 2222 м н.у.м.) и иногда приходилось двигаться только на первой скорости. На втором перевале встретили группу пограничников. Майор, старший группы, скурпулезно переписав данные паспортов обитателей Газели, настоятельно посоветовал не съезжать влево от дороги, ибо это уже "погранзона". Третьий перевал преодолевали уже в сумерках и под дождем. Спускаясь, с трудом разбирали надписи на табличках с названиями рек, что бы соориентироваться на местности. При этом как оказалось, - названия на табличках совсем не обязательно соответствуют тому, что написано на карте.
На КПП блок-поста, что на границе района, РДАсты прибыли уже в темноте. Дождь попугав, почти сразу сошел на нет. Хозяева КПП - сотрудники местного УВД оказались весьма дружелюбными и доброжелательными, несмотря на всю суровость условий их службы - посоветовали встать рядом, что бы "в случае чего" они смогли бы оказать помощь. QTH на границе районов явно оставлял желать лучшего в смысле позиции для связи - хотя место и расположено достаточно высоко (около 1800 м н.у.м.), но котловина со всех сторон вплотную окружена горами с отметками аж за две с половиной тысячи. Тем не менее, за вечер провели более двух сотен связей, но затем зов вдруг утих и утром в эфире наступила полнейшая тишина. Это позволило "туристам" даже несколько поразвлечься: сходить на ближайшую вершину. Место стоянки при свете дня оказалось весьма живописным. Но и после обеда прохождение не появилось и было принято решение сворачиваться.
Только глубокой ночью экспедиционная машина выбралась на нормальную дорогу. Ночевали прямо в машине. Итогом стала потеря очередного колеса: покрышку вдрызг размочалило о камни. Заметили это только когда развернули позицию на границе TU16-TU15. Все бы ничего, но гайки заднего колеса, в противоположность передним, наотрез отказались отворачиваться имеющимся ключом. Но мир не без добрых людей: на помощь путешественникам пришли жители поселения Шагонар: Борис и его сосед "Георгич". Их стараниями и удалось победить проблемму. Борис - телемастер, сам из Питера, - живет в Туве уже пару десятков лет. Он на собственном автомобиле поездил вместе с RV9FQ по окрестностям и нашел-таки необходимый инструмент.
После всех этих забот, появилось большое желание искупаться, поэтому очередную позицию (TU07) развернули на берегу Енисея. Но полноценного удовольствия от купания получить не удалось. Енисей сильно разлился (после наводнения вода еще не полностью спала) и воды его текли с приличной скоростью и были сильно замутнены. Так что после купания пришлось еще дополнительно окатиться чистой водой, попользовав экспедиционные запасы из канистр. Кроме того, непосредственно у берега оказалось несметное количество злющих комаров, мгновенно облепляющих все тело.
Поэтому по настоящему отдохнуть оказалось возможным уже только на месте очередной ночевки, когда развернулись среди холмиков в чистом поле (TU12-TU17), где растительность была минимальна. Говорят в таких местах раньше была плодородная почва, которая быстро исчезла за несколько десятилетий вследствие эррозии, что явилось результатом кампании по "подъему целины", когда бездумно распахивались огромные площади.

Наутро экспедиция выдвинулась к аэропорту Кызыла на разведку. Предстоял запланированный полет в Терехольский кожуун. Этот район, второй "нулевый" по RDA-программе, - фактически отрезан от остальной части республики и поэтому приравнен по статусу к районам крайнего севера. Объявленная стоимость авиабилета на одного пассажира и в один конец - около четырех с половиной тыс. рублей, не считая багажа, поэтому перелет полного состава экспедиции не планировался.
Расписание полетов, вывешенное в зале, было изучено еще в Перми. Однако в реалиях оказалось, что весь Кызыльский авиаотряд насчитывает всего один самолет ("кукурузник") и один вертолет, которые летают в светлое время суток без всякого расписания и прежде всего туда, где расположены санатории, заключившие контракты еще зимой. Понятно, что Кунгуртук (столица TU19) к таковым не относится. Вообще процедура такова: желающие вылететь собираются в зале и ждут неопределенное время. Последний рейс в Терехоль, имевший место за два дня до появления РДАстов люди ждали десять (!) дней. Стало понятно, что по воздуху в район не попасть, а если и попасть, то это повлечет за собой непременную задержку там, минимум на неделю.
Но провидение и на этот раз оказалось на стороне путешественников. В зале ожидания оказался Арсен Михайлович Байыр, глава Терехольского сумона "Эми" (сумон - это сельское поселение), который рассказал, что хотя дорог в район, как таковых, и не существует, - туда проехать можно, если знать как ехать. На трехосном "Урале". Многие семьи кожууна имеют такие машины в хозяйстве и, выбираясь по случаю на большую землю, грузят их "под завязку" и захватывают попутчиков. КАМазы там не пройдут - садятся на оси и вязнут в почве. Можно пытаться ехать и на легком УАЗике, который не будет давить почву до камней, но тут главное не свалиться во многочисленные ураловские колеи, коими распахано кое-где все пространство пути, и не утонуть в бродах. И разумеется нужен весьма опытный водитель, способный хорошо ориентироваться на местности, т.к. на пути множество рек, которые в таких местах часто меняют свое русло.
Арсен предложил услуги своего родственника - Темира Сонам-Байыра, который имел большой опыт таких поездок, а так же неоднократно доставлял желающих сплавиться на Балыктыг-Хем, - реку, которая в конце концов, обогнув весь район, превращается в Енисей. Конечно стоимость такого путешествия будет сравнима с ценой перелета.

Участники концессии не раздумывая "ударили по рукам". От такой сделки РДАсты еще и получили, за те же деньги, дополнительный "бонус": при использовании наземного транспорта, экспедиция отправлялась в поездку уже в полном составе и с полным комплектом аппаратуры. У Арсена оказалась подробная, относительно точная, хоть и полусамодельная, географическая карта Терехольского кожууна, по которой и был определен пункт назначения - перевал, который местное население именует "Каргы", - по имени одноименной речки, начинающейся за ним (на этой карте перевал назван по другому - "Оруктуг"). По этому перевалу и проходит граница Терехольского и Эрзинского районов.

Стартовали из Кызыла около полудня. Газель оставили на платной стоянке, перегрузив все имущество экспедиции в УАЗик и залив полные баки последнего. Заполнили так же и экспедиционную канистру: там, куда отправлялись экспедиционеры, бензина достать негде. Бензин же для элетрогенератора (ему нужен 92-й) перелили в пластиковые бутылки. Дорога кончилась после поселения "Нарын". Дальше пошли сплошные броды через одноименную реку. Что бы продвигаться в нужном направлении, пришлось пересечь реку не меньше десятка раз. Сразу же оказалось, что РДАстам в очередной раз повезло: последние дни не было дождей и уровень воды упал, - иначе, форсировать водные преграды на УАЗе просто бы не удалось. По пути встретился застрявший Урал, неудачно провалившийся в почву, который удалось вытащить только сцепкой из двух других таких же. Надо отметить, что в этих местах никогда никого не оставляют без помощи. Сколько бы машин не проезжало, все они не пойдут дальше, пока застрявший не сможет продолжить путь.
К ночи путешественники достигли плато перед первым большим перевалом, где и заночевали прямо в машине: ехать ночью в таких местах равносильно самоубийству, хотя здесь и встречаются участки пути, даже действительно напоминающие дорогу, - там, где прошли грэйдеры "золотарей" (старателей). Упомянутое плато - устоявшееся место привала всех, кто едет в обоих направлениях. Народу тут оказалось довольно много. Стояло три Урала, два из которых едут в попутном направлении, и как говорят, - едут уже четвертый день. Общий костер объединяет всех...

Утром, как только забрежжил рассвет, - продолжили продвижение к заветной цели. Но тут обнаружилось, что после вчерашнего "плавания" по Нарыну, тормоза отказываются держать машину на крутых склонах и иногда вдруг стала "выпадать" в раздатке пониженная передача, на которой только и возможно пытаться взбираться на горы. Несколько раз машина начинала с ускорением катиться назад под уклон и уже казалось, что катастрофа была не минуема, но всегда выручал небывалый профессионализм водителя Темира, который успевал найти какую-нибудь кочку на обочине, куда можно уткнуться и остановиться. На особо опасных участках, что бы не рисковать всем и облегчить машину (в этом случае меньше шансов, что "выпадет" раздатка), пассажиры ходили по горам пешком. Количество же преодоленных перевалов и перевальчиков фактически не поддается подсчету: путь просто пролегает по горам. На вершинах еще было относительно сухо, но в низинах несколько раз застревали, несмотря на предварительную тщательную разведку пути. Но каждый раз РДАстам непременно везло: появлялся очередной Урал и вытаскивал УАЗ.

Холода не ощущалось, но по берегам Балыктыг-хема кое-где сохранился снег. На сам же перевал "Каргы" взбирались уже прямо по текущей реке, которую Темир называет Ак-хем. Начиная со "Стрелки", т.е. с места, где эта река впадает в Балыктыг-хем исчезли всякие приметы хоть как-то обозначенного пути. Намеченной точки маршрута достигли только около шести "зулу". Получилось, что на преодоление участка пути чуть более 100 км от поселения Нарын до пер. Каргы ушли почти целые сутки!
На перевале было жарко, но даже легкий ветерок, как иголками, пронизывал "до костей" и приходилось одевать куртки. Включиться сходу телефоном не удалось: SSB RDA-частота банально оказалась занятой. Там увлеченно обрабатывали какой-то малозначительный район близ Благовещенска. Поэтому РДАсты начали с CW и на частоте сразу образовался "пайл-ап": на телеграфе R0Y ждали.
Два попутных Урала достигли перевала лишь ближе к вечеру. На одном из них Арсен продолжил путь в Кунгуртуг. Ночь на перевале оказалось чувствительно холодной. И когда экспедиционеры с первыми лучами солнца (что бы успеть засветло преодолеть броды Нарына), отправились в обратный путь, травка в низинах оказалась покрытой инеем. На "стрелке" сделали привал, что бы поесть в комфортных условиях. Пока готовилась "еда", Темир, оказавшийся еще и заядлым рыбаком, сбегал на речку (Балыктыг-хем) и поймал пару хариусов, которых РДАсты съели сырыми, просто присыпав солью. За завтраком договорились с Темиром о следующей поездке: на этот раз - в Тоджинский кожуун.
Обратный путь занял меньше времени и путешественники выбрались на "большую дорогу" еще засветло. За Самагалдаем, удачно миновав санитарно-карантинный пост (по поводу Сибирской язвы), отработали на обочине Тес-хемский район. Место очередной ночевки (TU06) выбрал Темир - близ Бояровки, откуда назавтра и стартовали в Тоджу, уговорив Теймира не делать капитального ремонта раздатки, что бы не тратить на это целый день.

Границы Тоджинского района достигли уже в темноте, т.к. с утра Темиру все же пришлось возиться с машиной: оказалось, что из-за вчерашнего экстрима сломалась вилка сцепления. Сто километров от Бояровки прошли в итоге часов за восемь. Хотя на некоторых авомобильных картах дорога от Бояровки фигурирует, как имеющая твердое покрытие, и говорили, что ее активно строят, на самом деле путь оказался ничуть не лучше пройденного накануне. На всем протяжении пути, никаких признаков строительных работ, замечено не было. К перевалам идет дорога по лесу с огромными грязевыми резервуарами, которые приходилось иногда мостить подручными камнями. Потряс (как в прямом, так и в переносном смысле) спуск с первого перевала в долину, где берет начало Улуг-Оо. УАЗ ехал с горы (очень медленно переваливался колесами с камня на камень) по пространству между деревьями, сплошь заваленному огромными валунами. Сама же долина представляет собой нечто вроде болота, сплошь изрезанного маленькими и большими ручейками из которых и образуется Улуг-Оо. Путь РДАстов осложнялся еще и тем, что только что его весь "вспороли" золотари, которые волокли экскаватором, чорт знает от куда, огромную бытовку на трубах-лыжах. Трубами было вывернуто множество немаленьких камней, которые, попадая под колесо, вызывали его проскальзывание, отбрасывая назад карабкающийся на гору УАЗ. А резкая смена нагрузки при таком проскальзывании провоцировала выпадение передачи.
За все время пути, кроме золотарей с будкой и экскаватором, не встретилось ни одной машины. Но на такой "оживленной" трассе, перед вторым перевалом, тем не менее, встретилось настоящее придорожное кафе (услугами которого попользовались РДАсты на обратном пути)! На границе района даже оказалось некое подобие стеллы из железного листа и трех труб. По преданию, ее поставил последний бывший глава администрации района, изъяв из казны на эти цели более двухсот тысяч рублей. Видимо и дорога в Тоджу "строится" аналогичным же образом.

Все понимали, что РДАсты попали в Тоджу, снова в значительной мере благодаря Провидению, - даже небольшой дождик положил бы конец путешествию. Поэтому утром, с ужасом глядя на хмурящееся небо, путешественники сочли за благо срочно покинуть место ночевки, не преминув, тем не менее, уезжая сфотографироваться у знаменитой "стеллы".


Собственно экспедиция R0Y завершилась активацией Пий-Хемского кожууна на выезде из Тувы со стороны Кызыла. Из самого Кызыла решили не работать, поскольку этот RDA-район не представляет особого интереса. Теперь путь РДАстов лежал уже в Томскую область.

Все задачи экспедиции, которую смело можно назвать одной из самых экстремальных RDA-поездок, были выполнены. В рамках деятельности РАС (радиолюбительской аварийной службы) получен большой опыт развертывания и обеспечения полностью автономной работы радиостанции в условиях труднодоступной горной местности. Впервые активированы все три, ранее молчавших, района Тувы. Можно думать, что теперь уже наверно не скоро очередной "чокнутый" радиолюбитель ступит на земли Терехоля и Тоджу. Хотя - как знать... как знать...



Электронный лог R0Y, UE9FDA/0/9 доступен ЗДЕСЬ.


49 kb
Сергей
RV9FQ
49  kb
Михаил
RA9FTM
49 kb
Алекс
UA9FBV
49 kb
Сергей
Батюков.
Участники экспедиции.



КАРТА-СХЕМА МАРШРУТА ЭКСПЕДИЦИИ R0Y

Дневник участника экспедиции Сергея Батюкова.




Приемопередающая аппаратура:

основной трансивер - KENWOOD TS-570,
запасной трансивер - ICOM IC706MK2G,
усилитель мощности - от 300 до 600 Вт на 4-х ГУ-811


Антенны:

14 мГц - Ground Plane на мачте 6ть метров,
2-х элементный проволочный треугольник
на мачте 10 метров.
7 мГц - Inverted_V на мачте 10 метров,
3.5 мГц - L.W. 20 метров.

Бензиновая миниэлектростанция - 0.8 кВт




Печать QSL-карточек
спонсирована RDA_foundation.


Команда R0Y благодарит
Валерия Комарова RD3AF за финансирование экспедиции,

а также выражает признательность главе сумона "Эми" Тере-хольского кожууна республики Тыва
Арсену Михайловичу Байыру за организацию поездки в Терехольский район,
Водителю с большой буквы Темиру Сонам-Байыру за доставку в Тере-холь и Тоджу,
жителям поселения Шагонар: Борису и "Георгичу", - за помощь в ремонте экспедиционной машины,
Леониду Алышеву UA0WBR за покрышку для запасного колеса,
Александру Алексашину RA0WA (гор. Черногорск) и
Александру Ларионову RW9HA (гор. Томск) за теплый прием по пути следования.





21  kb
Поехали...
(RA9FTM)

16  kb
RV9FQ "рулит в эфире".

26  kb В гостях у Александра RA0WA.

28  kb В Абазе туристов встречал Леонид UA0WBR (крайний слева)
17  kb
"CQ" в ночи.


20  kb
Утро на реке Абакан.




41 kb Речка перед перевалом.

19  kb
Ворота республики.

42 kb
На снегу.

29 kb Коньяк - в честь начала работы R0Y.
Цель - Тыва.



20 kb
Вывеска.


25  kb RV9FQ начинает активацию
TU-02.

31 kb UA9FBV демонстрирует особенности местной флоры.
42 kb
Граница
TU-03/TU-04

25 kb

Стелла
TU-03/TU-04.

Первые районы.



32 kb Место слияния двух рек: видно как чистая вода Алаша смешивается с мутным потоком Хемчика.
17 kb Далее граница районов проходит по Хемчику, принявшему воды речки Алаш.

20  kb

"Пайл-ап"
(RA9FTM)



Граница TU-05/TU-11.




Поездка к Монгун-тайгинскому
району республики Тыва

Поездка к
МОНГУН-ТАЙГИНСКОМУ району.
(переход на другую страницу)





47 kb Позиция R0Y на горке рядом с трассой на Кызыл
22 kb RA9FTM предпочитает CW: здесь R0Y ждут.
26 kb Прибор для улучшения прохождения.
На меже Чаа-хольского и Улуг-хемского кожуунов.
19 kb Стелла:
пора сворачивать к "речке".
21 kb Позицию выбрали на горке близ Енисея.
24 kb Енисей.
Большая вода.
Муть и комары.
Кызыльский район.



16 kb Указатель.
23 kb Два Сергея.
Ночевка
TU-12 / TU-17.



Путешествие к Тере-Хольскому
району республики Тыва

Путешествие к
ТЕРЕ-ХОЛЬСКОМУ району.
(переход на другую страницу)




Путешествие в Тоджинский
район республики Тыва

Путешествие в
ТОДЖИНСКИЙ
район
(переход на другую страницу)




41  kb
40 kb
Центр Азии.

27  kb
26 kb
Пий-хемский кожуун.

47 kb
РДА-машина покидает Туву.
На обратном курсе.



16.08.2006
При подготовке фоторепортажа
так же использованы
фотоматериалы Сергея Батюкова.