19.07.06. Начало.
Долго собирались, наконец дождались дождя, точнее настоящей
грозы с молниями, громом и шквальными порывами ветра. Но уезжать
в дождь, вроде как, - хорошая примета! Так что нечего на судьбу
пенять - сам выбрал. Похоже так ехать всю ночь.
22:59. пришла Газель, - поехали. Грузились в лучших
традициях бардака: на улице, ночью, под дождем, попутно забыв
многие нужные вещи, например, одеяла и полотенца. Заправились
газом под завязку. Время 01:48 - поздновато для старта. Но
выехали, ночью меньше машин. Дорога темная, после дождя ничего
не видно.
04:06. На спуске к Суксуну, где-то посередине горы, на кочке
сильно тряхнуло и из нас выпала какая-то железка, оказалось
-подрессорник. Подобрали ее в надежде рассмотреть днем и поехали
дальше. Начало светать. Уснул.
8:30 утра. Едем. Какой-то поселок.
Дневной переход, точнее переезд, начался с завтрака где-то в
придорожной кафешке. Вкусно, дорого и мало, - ну да ладно.
Проехали Свердловск, ушли через Курган. После Ялуторовска встали
на ужин. Провели "сеанс связи", первый, внеплановый, т.е. не из
Тывы.
22:02. Заканчивается день 20.07.06. Оставшееся время было
занято поисками стоянки. На ночлег встали где-то посреди поля на
лесном островке. Поставили палатку и уснули.
Подъем в 6:00 по Перми. Ночью шел дождь. Утром за несколько
минут успели собраться, попить кофе и выбрались на трассу. Все
утро 21.07.06 идет дождь. Навевает грусть. Миновали Ишим, дождь
постепенно закончился. Так особо нигде не останавливаясь и
доехали до Омска. Здесь уже пришлось наконец заняться ремонтом:
купили и заменили рессору, т.к. иначе ехать было дальше нельзя.
Путь предстоит долгий и где еще что вылезет - неизвестно. Так
что будем устранять по мере появления. Продолжили путь лишь
около 18:00. Часа через два дозаправились газом на Татарской,
а около 22-х заехали в Барабинск, - через него подались в
Куйбышев, поскольку все хотели искупаться в воде и желательно
речной. После долгих поисков речка была найдена, но купание
отложили до утра в виду кромешной темноты.
Выспались. Позавтракали, искупались и поехали. Впереди по плану
- Новосибирск. Дорога перед ним начала напоминать местами
стиральную доску. Доехав до Новосиба, включились на УКВ. Друзья
в эфире быстро и нежно провели нас по городу и вывели дальше на
трассу. Прикупили продуктов на выезде, перекусили и продолжили
путь. Следующим пунктом был Кемерово - в 18:30 были уже в
городе, хотя при въезде где-то плутали. Но нас опять встретили в
эфире и довольно грамотно направили на путь истинный. На
газовой заправке обнаружилось, что цены существенно отличаются
от наших, - разумеется в большую сторону. Когда мы проезжали по
городу, наши эфирные друзья могли наблюдать нас прямо из окон
квартиры в многоэтажке. Мы махали им руками. Спасибо им. С их
помощью мы быстро проскочили город и вышли на трассу без потерь
времени. Купили "полосатую палочку" за 15-ть лишних километров
на спидометре. Но потом дальше до Мариинска - без приключений.
Свернули на объездную дорогу через Шарыпово (Уржум, Боград,
Соленоозерск). Красотища. Снимаю на ходу, - может что получится.
Ночевали чуть не доехав до озера, в котором затем на утро искупались.
Хорошо. Правда наш голый вид смутил семейку обывателей,
оказавшуюся в машине рядом и они почему-то быстро ретировались.
Нас-то ничем не испугаешь. Позавтракали. Едем дальше. Горная
часть Хакассии. Стало оживленней на дороге: все едут на "Соленое
озеро". На самом озере - масса отдыхающих и палаточный городок.
Места радуют своей красотой и необычным рельефом.
12:54 (23.07.06). Проехали Шарыпово, дорога замечательная:
асфальт такой, каким он и должен быть. В Уржуме купили
продукты, батарейки в фонарик. Двинувшись дальше вскоре попали
на трассу "Красноярск-Кызыл" и достигли Черногорска, где у нас
была запланирована встреча с радиолюбителем Александром. Тут и
подремонтировались, поменяв колесо, которое где-то пробили и
протянув все гайки. Собрались за столом, обсудили предстоящую
работу в Тывинском эфире. Успели сходить в баньку, гостеприимно
затопленную Александром. Но все бегом-бегом: нам надо ехать,
что бы засветло попасть в Абазу, где нас ждет Леонид.
Выехали. Дорога на Абазу лежит через несколько перевалов, но мы
уже ничего не боимся - после плоской равнины Омской и
Новосибирской областей нас манят горы. Вперед. Пройдя несколько
тягунов, спустились к Абазе. Пересекли Абакан. Рекомендованный
Александром способ выехать к реке оказался неприемлимым: подмыло
берег. Объехали, вышли другим путем и вскоре встали лагерем на
берегу Абакана. Низкая облачность, навевающая мысли на возможный
дождь. Подключили аппаратуру, вышли в эфир. Приехал Леонид,
сопровождавший нас в эфире еще на подъезде к Абазе.
Утром в 6:00 по палатке забарабанил дождь: все - пора собираться
иначе здесь застрянем. Все побросав в машину мы рванули, и, как
оказалось, - вовремя. Дождь забарабанил сильнее и превратился в
ливень. Всюду появились лужи, - но мы уже были на дороге, на
твердом асфальте. Заправились газом. Больше заправок не
ожидается до самого Кызыла. Закупились продуктами, заехав в
магазин. Выехали. Спасибо Леониду за запасное колесо для нашей
Газели. Время показало, что оно оказалось очень кстати. Первый
перевал. Дождь, сильный ветер. Поснимали. Что-то заскрипело в
левом переднем колесе. Остановились на смотровой площадке,
поддомкратили, покрутили колесо. Скрип и скрежет не проходил.
Решив возвращаться в Абазу и ремонтироваться там, развернулись
и стали спускаться в долину. Но тут скрип пропал. Опять
развернулись и легли на прежний курс, понадеявшись на удачу.
Вроде все нормально. Ну и ладно: хороший стук сам наружу выйдет.
Перевал за перевалом - потихоньку набираем высоту. Попадаются
островки снега, не успевшего растаять с зимы. Заметно холодает.
Низкая облачность. Туман. Наконец выезжаем на главный перевал.
Граница Хакассии и Тывы. Приборы показывают высоту 2215 метров.
Видно, что в Тыве - солнышко, а из долины от которой мы только
что поднимались, на нас наезжает облако. Через 10-ть минут лето
сменяется на зиму. Температура резко падает с плюс 14-ти
градусов до минус одного и нам уже совсем не жарко. Разливаем
по 50-т грамм коньяка за прибытие в Тыву. Туман полнейший.
Видимость не больше десяти метров. Туристы, приехавшие за нами
в микроавтобусе, полюбоваться открывающимися с перевала видами,
ничего не могут понять: где же солнце? Только что было и вот
его уже нет.
Мы же быстренько собираемся и - вниз, в Тыву, навстречу солнцу.
Нам, в отличие от туристов, повезло: нам удалось увидеть
красивые панорамы перевала и долину Тывы.
Едем. Начинают встречаться Тувинцы-скотоводы, их живописные юрты нам
еще в диковинку. Въехали в полосу леса, едем вдоль ручья,
постепенно превращающегося в речку. Дорога же забирает в гору и
мы на очередном перевале: впереди спуск в долину другой реки.
Пейзаж за окном меняется. Степь, горная ее часть, еще не
привычная для глаз "лесных жителей", коими мы являемся. Дорога
асфальтирована, - хоть автобус пускай. Наверное так не бывает.
Еще один перевал. Горы наконец расступаются и мы выкатываемся на
равнину. Впереди Ак-Довурак. Въезжаем в черту города,
разворачиваем антенны, начинаем работать Первая связь с Тывы.
Пока ребята работают, я готовлю обед. Поели. Сложили антенны.
Едем дальше. Надо засветло добраться до границы следующих районов.
Добрались. Установили антенны. Сфотографировавшись, начинаем
работать. Пока светло, - успеваю сбегать на близлежащую вершину
поснимать. Темнеет, но вид просто замечательный. Достаю "сотик"
и, о-чудо, - на горе есть связь. Звоню домой и друзьям, что все
хорошо. Все удивляются. Пора спускаться, т.к. уже темно. Ночь
оказалась прохладной.
Выспался хорошо. Встали, собрались, позавтракали и поехали
обратно, - к новым районам. Почему-то решили, что ехать надо через
сам Ак-Довурак. Останавливают на посту ДПС, который вчера каким-
то чудом удалось миновать без остановки. Вопросы: наркотики,
оружие, водка, кто такие. Нет ничего. Едем дальше. В черте
города огромные горные предприятия по добыче асбеста. Только
доехав до центра, обнаруживаем, что едем явно не туда.
Поворачиваем обратно. Едем через мост. Хемчик (река) течет
довольно мутный, значит в верховьях еще идут дожди. Всюду по
берегам следы недавнего затопления: грязь на траве, плавник,
мусор и лужи, не успевшие высохнуть.
Хемчик остается слева и вот мы уже на трассе "Ак-Довурак -
Кызыл". Теперь - вперед. Асфальт хорош. Но после очередной
стоянки, нам сворачивать направо, в горы. Дальше пошла дорога,
напоминающая стиральную доску после бомбежки, по которой нам
пришлось ехать более ста километров до границы с Монгун-
Тайгинским районом республики. После первого перевала последовал
спуск в долину и путь по ней около сорока километров. Потом еще
один перевал. Остановка. Встреча с пограничниками. Их
рекомендации. Общение с нашими паспортами. Последнее напутствие
и мы едем дальше. Спуск в долину постепенно вывел нас на
двадцатикилометровый участок межгорной котловины. С одной
стороны видна часть Монголии, с другой - наши горы. Так и ехали.
Дорога же упиралась туда, где на западе уже вовсю стояли черные
тучи и без дождя не обошлось. Он нас накрыл на подъеме на
перевал. Пройдя отметку 2222 метра начинаем спускаться в ущелье,
вниз, куда ведет дорога. Темнеет, а места для стоянки не видно.
Мы решаем во что-бы-то ни стало ехать до конца, невзирая на
темноту. И вот на очередном повороте наконец увидели реку,
которую, судя по карте и надо считать границей района. и
действительно - впереди КПП и шлагбаум. Проверка. Съезжаем с
дороги к реке. Установка лагеря. Запуск аппаратуры. Стоят
антенны и палатка. Поздний ужин. Ухожу ко сну:
Утром снимал красоту мест. Горы окружали нас со всех сторон.
После завтрака народ расхрабрился и решил погулять, т.е. сходить
на близлежащую вершинку. Сходили. Высота оказалась 2559 метров.
Красотища. Подъем был нелегок, поскольку истинная вершина,
казавшаяся совсем рядом, все время отдвигалась. Но вот наконец
мы на верху. А потом был не менее крутой спуск, занявший не
меньше времени, чем подъем. Спустившись к реке, вымылись и
пообедали в местной закусочной. Манты по тувински. из Яка, -
очень вкусно, хотя и жирновато с непривычки. Собрались. Поехали.
Сфотографировались напоследок с местными милиционерами. Теперь
- в путь, обратно на трассу. Сразу обратили внимание на
большой расход воды в радиаторе. Долили, а она снова быстро
закончилась. Двигатель близок к перегреву. Пришлось искать
причину и ремонтироваться прямо на дороге: обрезали поврежденный
участок перетершегося шланга. Стало темнеть. Последние два
перевала и долину меж ними прошли в полной темноте. Выехав
наконец на трассу, переночевали где-то рядом с дорогой, просто
съехав в поле.
Тронулись в путь, чуть засветало и километров через десять
оказались на очередной границе районов. На ближайший холмик
поднялись прямо на машине. Установили антенны. Подключили
генератор. Я занялся завтраком в усиленной форме, т.к. народ
изрядно оголодал. После завтрака даже удалось чуть поспать.
Когда ребята отработали районы, - свернули все хозяйство и
поехали дальше. В Шагонаре пришлось искать шиномонтаж и менять
одно из двух левых задних колес, которое не выдержало
экстремального пути. Долго не могли открутить гайки, - их
здорово прихватило. Но с помощью какой-то матери и лома с
монтажкой они были побеждены. Нас выручили опять же - случайные
знакомые. Спасибо им. Ставим колесо, закручиваем и затягиваем
все гайки, и в путь. Фотография на память. Уже выбравшись на
трассу решили искупаться в Енисее. Но у самой реки - огромные
полчища комарья, так, что даже и не сунешься. Пришлось все
делать в быстром темпе, т.е. бегом от воды после такого же
быстрого купания. Благо встали на пригорке, где ветер. Тут и
пообедали. Ребята в это время вновь вышли в эфир, установив
антенны. После обеда сложились и отправились дальше. Енисей
прет с достаточно большой скоростью, вода мутная. Значит вверху
идут еще дожди. Использовать для питья такую воду было нельзя,
поэтому, поскольку запасы воды кончались, пришлось съездить до
поселения Элегест, - в сторону речки с более или менее чистой
водой. Там и залили канистры. Все, - теперь можно спокойно
встать на ночевку и отрабатывать очередной район.
20:01 (27.07.06) по Пермскому времени. Быстро стемнело, но
лагерь уже стоит. Связь налажена. Ужин уже готовится. Т.е. все в
норме, - сказывается сработанность команды. Допили последние
капли коньяка. Завтра - в Кызыл. На горизонте стоят тучи, но в
сторону Кызыла вроде чисто, - может до нас они и не доберутся.
Подъем ранний. Чуть светает. Нужно успеть в аэропорт. Собрались
и поехали. Довольно быстро добрались до аэропорта. Народ ушел
выяснять насчет самолета, а мы с Мишей благополучно досыпаем
недоспанное.
Свежие новости: в Кунгуртук сегодня никто не полетит. И завтра
наверное тоже. Здесь, оказывается, летают только туда, где есть
пассажиры в оба направления, а если только "туда", - то хрен:
сидим и курим бамбук. Экономика!
Познакомились с Арсеном, - ему надо туда же. И у него есть брат
с машиной. И за самолетные деньги можно уехать в Кунгуртук,
пусть и с меньшим комфортом и как оказалось - с бо'льшим
риском. Едем в Кызыл. Успели заехать купить продукты в дорогу и
поесть в хорошей столовой. Пришла машина - УАЗик-буханка. Мы
перегружаемся. Берем самое нужное. Около 15-ти часов по местному
времени стартовали. Заправились. Пошел мелкий дождик, - к удаче.
Едем. Дорога до Эрзима представляет собой отличное асфальтовое
покрытие, построенное еще в советское время, но поддерживаемое в
хорошем состоянии. Есть участок в пару километров, где идет
ремонт. Проехали его достаточно быстро, и вот мы в Эрзине. От
Эрзина дорога перешла в грунтовку с гравийной подсыпкой, - так
что пыли было немеряно.
Пересекли Нарын. Вброд. Потом еще. Потом мы просто сбились со
счета этих бродов. Уже затемно доехали до Аршана с
сероводородной водой, где и заночевали на плато. Все это время путь лежал
вдоль Нарына, который весь перерыт золотоискателями.
Чуть рассвело, поехали дальше. Начался крутой подъем в гору,
несколько раз пересекли текущий в ущелье ручей. Отказ тормозов
накладывал определенные ограничения на остановки, что бы не
укатиться назад - подкладываем камни. В конце-концов, когда начала
выпадать передача, народ решает на перевалы ходить пешком: УАЗик едет один, -
так оно оказалось надежнее. На очередной вершине все снова грузились
в машину и - до нового подъема. Там вновь пешком и так далее.
Тактика такая утвердилась и теперь все крутые места обходили
ножками. В результате этих тренировок мы худо-бедно добрались
до перевала "Карги". Путь местами пролегал прямо по руслу реки,
а местами река шла по дороге. Но вот мы на самом перевале.
Сверяем координаты. Все верно. Разворачиваем аппаратуру,
начинаем работать. Вид окрестностей замечательный. Везде, куда
ни кинешь взгляд, - горы. Нам везет: небо чистое, лишь кое-где
облачка. Высота 2500 метров с хвостиком.
На следующий день встали в шесть по местному. Уже светало.
Облака окрашены восходящим солнцем. Красота! Собрались и не
завтракая сразу поехали. Спуск - это короткое слово
сосредоточило в себе все: от жизни до смерти. Стараемся не
использовать пониженную передачу, но тяжело на подъемах,
двигатель временами не тянет и приходится переключаться на ходу.
Нервы напряжены. И наверное не у меня одного.
Мы все-таки спустились. Путь был труден и опасен. Я думаю,
повторить его я бы не решился, хотя время покажет. И вот горы
позади. Мы уже в долине Нарына. Дальше - проще. Хотя едем и не очень
быстро. Меняем колесо. Проехав Эрзин, едем уже существенно
быстрее. На прощанье искупались в Нарыне. Вода совсем не кажется уже
такой холодной, как накануне.
Выбрались наконец на трассу М54.. По пути отрабатываем проезжаемый район,-
"попикали". Пока закончили и собрались, - уже стемнело. В Кызыле были уже
ночью около 23-х часов. Позвонили домой: все нормально, короткое
общение и - вперед. Перегрузились в Газель. Поехали в Бояровку.
Лагерь поставили часа в два ночи. Легли спать.
31.07.2006. Утро. Кажется выспался. Позавтракали, помылись в
реке. Ждем. Темир приехал лишь в 15-ть часов. Погрузились,
едем. Дорога предстоит довольно длинная. К перевалам ведет
грунтовка. Временами большие лужи, нарытые Уралами, болота и
чернозем - вот далеко не полный перечень препятствий стокилометрового
пути: в общей сложности три перевала, плюс четвертый - на границе
Тоджинского района. Много мест с сомнительными возможностями их
преодоления. "Чертов мост" - одно название чего стоит.
Местами приходится мостить дорогу камнями, что бы проехать,
а тут еще золотоискатели волоча какую-то будку, перегребли всю
дорогу подняв камни: это для маленького УАЗика серьезное препятствие.
Подъем на перевал. Спуск. Подъем на второй перевал. Спуск в
долину по таким булыжникам, что я уж не знаю, как будем обратно
выбираться. Дальше - долина с огромными лужами. Подъем в гору
змейкой, - и мы на второй вершине. Начинает темнеть. Спускаемся
дальше. Впереди домики: местная кафешка. Не останавливаемся,
едем дальше. Дорога какое-то время идет по полке, потом по реке,
потом выбирается на горушку, - маленький перевальчик. Спускаемся
с него в новую долину. Темно. Полная камней дорога.
Вот наконец выбрались на финишный участок, прямиком выводящий на
четвертый перевал.
Вот она стелла и граница района, который явился целью нашего пути.
Подъем на этот перевал не крут и довольно укатан, - так хоть что-нибудь
доброе напоследок, без этих страхоподъемов.
Встали рядом с дорогой. Аппаратура. Антенное хозяйство. Палатка. Костер.
Горячая еда на ночь.
Поели, кто с аппетитом, кто через силу. Кто - спать, кто - работать в
эфире: нас ждут. Завтра возвращаться назад, надо выспаться. Небо
вроде ясное, может хорошая погода еще постоит, иначе можем
застрять здесь из-за подъема воды в той же Улуг-Оо.
Утро следующего дня хоть и пасмурное, но без дождя. Встаем,
собираемся. Быстро позавтракали и в путь. Начал накрапывать
дождик. Пока не сильный, но предупреждающий, что скоро перейдет
в настоящий. Спустились в долину Улуг-Оо. Пока относительно
сухо. Решаем "срезать" путь, - поехали по прямой, как
показалось поначалу, дороге, но не рассчитали, что глина и болото очень
дружат: чуть не остались в этой ловушке. Целый час выбирались из
ее цепких лап.
В закусочной меж перевалов пообедали, т.к. ехать далеко, а
останавливаться, что бы приготовить "перекус" некогда. Первое,
второе, чай по Тувински. В путь. Подъем в гору. Перевал. спуск
змейкой в долину, объезд самой долины, подъем вверх по
каменистой дороге, состоящей из "булыганов" и ям. Наконец
проехали. Дальше - выход на перевал. Спуск с перевала. Чортов
мост. Останавливаемся, набираем воды. Застреваем в плывуне,
упершись передним мостом в, неизвестно откуда взявшееся, бревно.
Убрали бревно, едем. Через километров тридцать догнали золотарей,
которые успели за сутки не далеко уйти. У них поврежден
масленый шланг, в результате 400 литров масла вытекло в лужу.
Сидит экскаваторщик и собирает масло баночкой в ведро, заливая
потом в бак. Объехали их по лесу, чуть не оставшись в канаве.
Но вытащил трелевочник. Спасибо ему. Дальше - легче, т.к. дорога-то
под горку. И вот мы уже в Сарыг-сепе. Перегружаемся в родную
Газельку, попутно силясь вспомнить, куда же положили ее ключ
зажигания. Неудачно: пришлось заводить, разобрав узел замка.
Попрощались с Темиром и поспешили в сторону Кызыла: Каа-хем
опять поднимается, Есть опасность, что снова зальет шоссе и нас
отрежет от большой земли. Но успели. Заехали в город. Уже
темнеет. Снимок на память у "центра Азии" - символической стеллы
на берегу Каа-хема. Все. Пересекаем мост через эту великую
реку, - впереди путь домой. Ночуем, заполняя эфиром последнюю
ночь в Тыве: этот район последний.
Утро. Ранний подъем. Перевал на границе Тывы и Хакассии на
Кызыльской трассе хоть и ниже виденных нами, но не менее красив.
Если бы не утренний туман, были бы хорошие снимки. Днем
проезжаем Абакан, Черногорск и дальше - выход на Мариинск.
Купаемся и ужинаем на том же самом озере, у которого были по
пути вперед. Меняем протершееся до корда левое переднее колесо.
Ночью так же решаем ехать, что бы сэкономить время. Поспали
прямо в машине, где-то в придорожных кустах, уже проехав Мариинск.
Рассвело. тронулись дальше на Томск, минуя Кемерово. В Томской
области нам предстоит в течение двух дней отработать семь
районов. Встретили в Томске нас очень хорошо. Накормили.
Помылись. Поговорили. Заправились. Групповые фото. Короткое
прощание. К вечеру доехали до границы первых двух нужных Томских
районов. Работали и ужинали прямо на обочине дороги: кругом
болотистая тайга, да еще с комарами. Проезжающих мы не сильно
интересовали. Покончив с ужином и закрыв оба района, собрались и
отправились на следующую точку: к ночи были на месте. Небо
хмурилось. Пищу готовить не стали, т.к. ужинали недавно и
плотно. Только чай. Поставили палатку и легли спать. Ночь была
холодной.
Утром задожжило, но мы, собравшись в ускоренном темпе, успели
выбраться на трассу до настоящего дождя. Завтрак "приняли" в
придорожном кафе. В ближайшей деревне пришлось менять тот самый
подшипник ступицы левого переднего колеса, который подозрительно
скрипел еще на въезде в Тыву, после Абазы, т.к. стало очевидным,
что он наконец развалился: скрежет и стук уже не позволял ехать
дальше. Местный умелец за умеренную плату при нашем участии
снял колесо и поменял подшипник. Едем дальше. Асфальт кончается
и начинается пыльная грунтовка. Около шестидесяти километров
глотали пыль, пока добрались до очередного района. Попытались
встать у реки, но подходящего места не нашлось. Пришлось
вставать в поле. Установили антенны, отработали район, поели.
Опять едем, остается еще два района на выезде из Томской
области. Встаем и разворачиваемся за стогом сена на полянке близ
дороги. Нас довольно быстро находят комары. Долго не
задерживаемся. Перемещаемся на последнюю точку. В темноте встаем
где-то на краю пшеничного поля. Привычные антенны и палатка. На
этот раз без костра, т.к. искать дрова ночью не очень хочется.
Все, кто не на связи, - спать.
06:50. Нас разбудил небольшой дождь, пора собираться.
Свернулись, поехали. Завтракали перед Колыванью в поселке Скала.
Название звучит. И в точке питания ничего, довольно уютно, да и
вкусно. Едем. Колывань. Заправка на полную и остается 40 км до
федеральной трассы. Вот и трасса. Вперед, домой!
5.08.2006.
Сергей Батюков.
Всего пройдено 12 тыс. км,
Из них по Тыве около 2 тыс.
Заменено:
1 рессора,
3 колеса.
Куплена пара "полосатых палочек".
P.S.
6.08.2006 в 22:00 я уже был в Перми. Экспедиция завершена,
надеюсь все довольны.