В Ленинский районный Суд гор. Перми Истец: Туев Александр Александрович 614007, гор. Пермь, ул. Островского, д. 55/4 Ответчик: Управление Государственного надзора за связью по Пермской области 614096, гор. Пермь, ул. Ленина,68 Объяснение по Иску о признании неправомочным Предписания Госсвязьнадзора. В конце 1996-го года в целях обеспечения надежной работы сети любительской УКВ-связи города и близлежащих территорий, в т.ч. радиостанций формирующейся радиолюбительской аварийной службы, в соответствии с п.10 Инструкции «О порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций» в Главгоссвязьнадзор России через региональное управление Госсвязьнадзора мною была подана заявка на установку радиолюбительского ретранслятора с нестандартной приемной частотой. Нестандартная приемная частота была запрошена в порядке исключения в соответствии с п.5.2 (ч.2) Инструкции, т.к. проведенные эксперименты показали невозможность достижения удовлетворительных характеристик ретранслятора при применении стандартной приемной частоты, ввиду тяжелой ЭМГ обстановки в районе места установки. Главгоссвязьнадзор согласовал предложенные частоты. Работы Главгоссвязьнадзора по оформлению и выдаче Разрешения на установку были оплачены мною 03.04.1997 (мемориальный ордер банка № 623 от 03.04.97) по счету-фактуре №30054 от 27.02.97 в сумме 228 тыс, рублей (что эквивалентно 39.77 долларам США). По моему запросу от 8.07.1997 первоначально разрешенная мощность передатчика в пять Ватт была увеличена письмом ГУГСН № 05-2-40/УРС-6457 от 19.11.97 до 25-ти Ватт. К началу декабря 1997 года ретранслятор был построен и принят по акту № 011/1 от 4.12.97, ни каких замечаний со стороны УГСН не возникло. С этого момента никаких изменений в схеме ретранслятора не производилось. Разрешение на эксплуатацию ретранслятора было выдано УГСН по Пермской области (с оплатой по действовавшим тарифам) 22.01.1998 года. Два с половиной года ретранслятор эксплуатировался радиолюбителями без замечаний со стороны УГСН. А в апреле 2000 года у начальника УГСН по Пермской области вдруг возникают вопросы по поводу пропуска радиолюбительского трафика через телефонные сети общего пользования, что, как я считаю (так же как и только что снятое Судом Предупреждение, - гр. дело № 2-463), обусловлено личной неприязнью начальника УГСН (возникшей в связи с моей настойчивостью в противодействии работе в любительском диапазоне частот коммерческих станций под видом любительских). И в результате, 11.07.2000 мне выдается Предписание УГСН №03-28/924 о прекращении пропуска любительского трафика на ТфОП, которое мне пришлось выполнить (в соответствии с Законом), несмотря на мое несогласие с этим и отсутствие юридических обоснований данного запрета (которые так и не были даны). Я обжаловал действия УГСН в Главное управление, однако там полностью встали на сторону начальника своего регионального подразделения и результатом моего обращения с жалобами стали дополнительные репрессивные меры в отношении меня (по нарастающей): сначала, - предложение направить заявку на переоформление Разрешения на установку ретранслятора в виду нестандартности приемной частоты (письмо ГУГСН №09-17-52/РЧЦ-6791 от14.09.2000), а затем, - уже и указание сменить приемную частоту (письмо №09-13-52/28546 от 08.11.2000). Невыполнение этого указания и инкриминируется мне в качестве нарушения в оспариваемом Предписании (№13 от 30.01.2001). Однако, с одной стороны, я не мог выполнить это указание физически: в зимних условиях, например, не возможно снять с 14-ти метровой мачты и перестроить приемную антенну, да и сама перестройка приемного тракта приведет к ухудшению характеристик ретранслятора, что сделает его эксплуатацию бессмысленной: нестандартная приемная частота как раз и была в свое время запрошена в связи с невозможностью обеспечения удовлетворительных параметров при использовании стандартного канала. с другой стороны, считаю, что юридически я и не обязан выполнять данное указание ГУГСН, поскольку Инструкция «О порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций» не требует от радиолюбителей исполнения каких-либо указаний Госвязьнадзора и это указание не является Предписанием Госсвязьнадзора (это признается в письме ГУГСН №09-13-52/12773 от 30.01.2001), т.е. и в общегражданском смысле я не обязан его выполнять. Тем более, что считаю его незаконным по следующим основаниям: 1. Пункт 3.7. Положения «О порядке назначения (присвоения) радиочастот в Российской Федерации для радиоэлектронных средств всех назначений» гласит, что частотные назначения (присвоения) не могут быть изменены без согласия физического лица, которому было дано разрешение на их использование. Согласно п.1.3 Положения, назначение радиочастоты – это разрешение, выданное радиочастотным органом физическому лицу на использование радиочастоты конкретным радиоэлектронным средством при соблюдении определенных условий, т.е. выдача мне Госсвязьнадзором Разрешения на ретранслятор, является назначением частоты, т.к. согласно п.2. Положения, Госсвязьнадзор России являлся Радиочастотным органом. Требования Положения обязательны для всех радиочастотных органов, осуществляющих назначение (присвоение) радиочастот (согласно п.1.4), а изменения и дополнения в Положение вносятся только решениями ГКРЧ (п.1.10). 2. В качестве мотива указания об изменении приемной частоты моего ретранслятора Главным управлением приводится Решение ГКРЧ № 3357-ОР от 4.06.99 «Об использовании радиолюбительской службой отдельных номиналов частот в полосе 144-146 МГц» (которое было принято в результате радиочастотной заявки Союза радиолюбителей России, поданной еще в 1998 году и ставившей целью увеличение числа стандартных каналов ретрансляторов - путем введения промежуточных частот). Данное Решение является «обобщенным» (т.е. выданным без указания конкретного лица с целью упрощения процедуры назначения частот) и им теперь должны будут руководствоваться радиочастотные органы при назначении частот (п.3.1 Положения), и оно не имеет обратной силы, не содержит на это ни каких указаний, не содержит замечаний по поводу назначений частот, сделанных ранее и не вносит изменений в Положение, а только определяет номиналы частот для разработки, производства и закупки по импорту ретрансляторов. Таким образом данное Решение ГКРЧ не является юридической нормой, обязывающей меня изменить назначенную ранее приемную частоту. Фактически Решение лишь вносит дополнения в п.10 Инструкции в части, касающейся таблицы стандартных частот ретрансляторов, корректируя ее введением дополнительных каналов к тем, которые уже существовали на момент выдачи мне Разрешения. Разрешение же мне было выдано в соответствии с п.5.2 (ч.2) Инструкции, т.е. это разрешение на использование любительской радиостанции в режиме, не предусмотренном Инструкцией, что является обычной практикой, т.к. все аспекты радиолюбительства жестко охватить Инструкцией не возможно. При этом назначенные частоты прошли все необходимые согласования. Данное назначение не вызывает никаких коллизий в использовании частотного ресурса, т.к. назначенная приемная частота уже и так разрешена радиолюбителям, т.е. радиолюбители и так имеют право передавать (и естественно принимать) на назначенной приемной частоте ретранслятора. 3. И наконец, возможность изменения условий действующего Разрешения на эксплуатацию любительской радиостанции со стороны Госсвязьнадзора не предусмотрена и Инструкцией «О порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций». Таким образом инкриминирование мне, в оспариваемом Предписании, того факта, что частота приема не была изменена в соответствии с желаниями Госсвязьнадзора считаю неправомерным. Претензии УГСН в части допущения ухода приемной частоты на 5ть килогерц считаю так же не имеющими правовых оснований. С одной стороны: Параметры приемных трактов любительских радиостанций вообще не являются объектами контроля со стороны УГСН (п.5 Инструкции не содержит технических требований к приемникам любительских станций). С другой стороны: Не существует методик дистанционного (бесконтактного) измерения параметров приемных устройств и соответственно невозможно произвести такие измерения путем эфирного контроля, а ни каких иных измерений не проводилось. Не понятно, исходя из чего, УГСН сделало вывод об уходе приемной частоты и именно на пять кГц. Государственный же стандарт определяет для приемников УКВ ЧМ радиостанций обязательность сохранения чувствительности при изменении частоты принимаемого сигнала в пределах допустимого отклонения частоты передатчика. У любительских станций, согласно п.5.3.2 Инструкции, допустимое отклонение частоты передатчика может составлять 10 кГц. Это означает, что приемник ретранслятора не только может принимать сигналы в полосе плюс/минус 5 кГц от номинала, но и, если бы его параметры нормировались по ГОСТ, - просто обязан был бы принимать в полосе 20 кГц (что конечно не практично для любительской связи). А.А. Туев