В п е р ё д н а М о р д о в и ю. -------------------------------------- (заметки участника) Республика Мордовия редко слышна в эфире,особенно на КВ. Поэтому с самого начала программы RDA многие активаторы с интересом поглядывали в её сторону. К осени 2005 года она осталась единственным регионом в центре европейской Россиии по которому почти не было больших экспедиций. Конечно активаторы заскакивали, но спрос так и остался неудовлетворенным. Не все районы этого региона были подтверждены и у Александра RN6BY, поэтому не удивительно, что совпадение его интересов (а главное возможностей) с нашими активаторскими желаниями породило очередную поездку UE9FDA. С целью охвата максимально большого количества райнов маршрут проложили окольными путями через соседние области. Сотав команды UE9FDA в этот раз - RV9FQ и RA9FDR. Трансиверы: TS-570D и FT-600 Антенны : -полевые - 20м- 1\4 GP на мачте 5м, 40м+80м - IV на мачте 10м -мобильные - 20м - танковый штырь 3,5м , 40м - 4м наклонный штырь(удочка с проводом вдоль неё). Итак сам рассказ (в виде путевых заметок)... Команда UE9FDA стартовала из Перми 11 октября. В три часа по Гринвичу мы отъехали от моего дома и взяли курс на PM-14. Почти сразу обнаружили на дороге массу гаишников (впопыхах забыли, что на днях будут сдавать в эксплуатацию новый мост через Каму и под это дело ждут премьера из Москвы). Едем очень медленно. Решили мобильные антены пока не ставить чтобы лишний раз не дразнить окаянных. Едем без остановок до Игры UD-18. Там покупаем свежий, ещё горячий, хлеб (всего по 5руб за буханку!). Обедаем на ходу взятой из Перми копчёной курицей. Без проишествий доезжаем до границы с Кировской областью. Тут кончается асфальт и некотрое количество километров тянется гравийка, которая тоже заканчивается, - дальше "просто грунтовая дорога: пять километров непроезжей грязи, после которых появившаяся гравийка кажется уже автобаном. Около Фалёнок KI-44 даже появился разбитый асфальт, но ненадолго. Едем с максимально возможной скоростью (~30-40км\ч). Антены пока не ставим, - всё равно на такой дороге вести бумажный лог нереально. После Зуевки KI-17 дорога постепенно улучшается, но у нас пока ещё большое отставание от графика. После с.Чуваши RV9FQ выходит наконец на "крейсерскую" скорость 80 км\ч и к 15z въезжаем в KI-06. За окном уже непроглядная ночь, пытаемся найти место для позиции. Уже на выезде из города прекратили поиски и просто зарулили за гаражи аборигенов прямо около дороги. Быстро ставим полевые антены и отрабатываем район. Сворачиваемся и дальше в путь. Ура,появилась сотовая связь. Связываемся с Олегом RA4NAJ, получаем предупреждение что вокруг Кирова густой дым от горящих торфяников. Но на наше счастье поднялся приличный ветер и раздул го. Около въезда в Киров наc уже поджидают Олег RA4NAJ и Василий RW4NW на стареньком Москвиче. Выкуриваем по "Сигарете Мира" и едем все вместе на квартиру к Олегу, благо что жена работает в ночную смену. Там уже накрыт королевский стол. За разговорами время летит незаметно - уже три часа ночи и пора ложиться спать. Утром, выпив кофе, подвозим Олега на работу. Он решил самолично смонтировать наши мобильные чудо-антены. Проводим пару контрольных связей: всё в порядке, - можно ехать дальше. Прощаемся с Олегом, благодарим за стол и кров. Теперь наш путь на Котельнич. Работаю в эфире на ходу. Несмотря на будний день зовут очень активно, почти непрерывный пайл-ап. По совету Олега, не доезжая до Котельнича, сворачиваем на объездную дорогу. Качество асфальта плавно ухудшается и дорога переходит в гравийку. RV9FQ твёрдо держит 90км\ч. По дороге подвозим местного паренька - школьника. Вот и долгожданная граница KI-16\KI-31. Развёртываем полевые антенны. Вытаскиваем бензоагрегат АБ-1. Пошла работа. Но через 10-ть минут АБэшка вдруг зачихала и заглохла. Быстро переходим на питание от запасного акамулятора. Я продолжаю работать в эфире, а Серега RV9FQ - колдует над АБ. Выясняется, что виной всему - препоганый грязный бензин и надо делать полную промывку движка. Времени нет, поэтому решаем работать на "батарейках". FQ садится за трансивер, я развожу костёр и готовлю обед. По-очереди обедаем и едем назад. В Котельниче остановились на окраине около магазина. В лавке из еды оказались только чипсы. Все другие точки уже закрыты. Отрабатываем город из машины и едем дальше на юг. Дорога здесь - отличная, федералка на Йошкар Олу,но быстро ехать опасно - поднялся туман от болот. Видимость метров 10-20. Встаёт вопрос где и как будем ночевать. Доезжаем до Яранска KI-47, и обнаруживаем около заправки шикарный мотель: железнодорожный вагон. Номера только 4х местные. Купе, аднака. Но есть даже "люкс" по 500р. Чем отличается не представляю :-)) Самое смешное, что ближайшая железная дорога километрах в ста с гаком. Как сюда занесло этот вагон? Утром пьём кофе и дальше в путь. По дороге берём в магазине местную тушёнку. Пять банок по 40руб. Как оказалось позже, продукт абсолютно не съедобный, - даже голодная собака есть не стала. Пересекаем границу Нижегородской области. Качество дорог отменное. FQ легко идёт 90 км\ч и больше. В эфире непрерывный зов. Лепота. Отрабатываем NN-62 и поворачиваем обратно на юг: из этого северо-восточного угла на Нижний Новород идёт весьма приличная асфальтовая дорога. Заезжаем на границу NN-61\NN-65. На обед, в виду пролета с тушенкой приходится доедать остатки удмуртского хлеба, запивая последними каплями минералки. Съестные припасы закончились, надеемся пополнить по дороге. Едем дальше. Появилась помеха на 20м от придорожной ЛЭП. На ходу основное время работаю на 40м. Периодически останавливаемя фотографироваться у стелл районов. К Нижнему подъезжаем уже в темноте. Вокруг города густой смог от тлеющих торфяников. Тяжело дышать этим дымом. Прекращаю работу в эфире. Вот и Нижний. С моста через Волгу шикарная панорама города. Но вот сама река... За берегами совсем не следят и это портит весь вид. В Перми нашей Каме уделяют гораздо больше внимания. Проезжаем по Московскому проспекту. Заметили проблемы с бортовой эл.сетью: нет подзарядки и аккумулятор практически сел. Проскочили отворот на Богородск, FQ пытается развернуться, но машину вынесло на обочину в песок. Заглохли. Как будем заводить? А как обычно: FQ рулит а я толкаю... Завелись удачно. Поехали дальше. Подъезжаем к Богородску. Пост ДПС. И вот тут, впервые за эти дни, очень навязчиво, беззастенчиво без тени сомнения предлагают купить полосатую палочку. Сначала нас обозвали рыбаками-браконьерами (благо "удочка" - антенна на самом видном месте), потом - шпионами, потом - террористами. Все по полной программе: досмотр багажа, мы на прицеле автоматов. В итоге FQ заплатил так называемый "штраф" за грязный задний номер :-)) Да уж: не оскудеет рука берущего. Въезжаем наконец в Богородск. Пора бы подумать о ночлеге. Спрашиваю местного таксиста на маршрутке-Газели: а он, оказывается, только что привёз полный салон девиц на какой-то юбилей, - рассказывает что в городишке поспать можно только в номерах при казино (с обязательной нагрузкой в виде оплаты девиц). Ха, но мы - "Руссо-Туристо", нам этого ка бы не надо :-)) Решили для начала отработать район, - нашли на окраине неплохое место для позиции. Но прохождение на 40м уже ушло на Европу, а невдалеке от нас послышались пьяные голоса в большом количестве. Рисковать не стали, - свернулись и поехали на Павлово. Глаза слипаются. Доехали быстро. Запаслись продуктами в ночном магазине. С трудом нашли гостинницу. Номер бизнес класса: в полу щели 2см, обои ободраны. Но кровати крепкие не качаются и из крана немножко бежит вода. А главное - есть розетка для подзарядки! Утром испили традиционный кофе и бегом на автопарковку, мест на ней накануне не оказалось и FQ договорился со сторожихой, что поставит машину аккурат перед её сторожкой снаружи. Но забрать надо до 7 часов утра. Итого - поспать удалось опять только 4 часа. Быстро доехали до границы NN-18/NN-50. Начали работать. Как-то само собой получилось, что я работаю в основном на ходу, а Серёга FQ отводит душу на стоянках и во время остановок. Вот и сейчас он работает, а я готовлю завтрак. Кстати, как оказалось, дубовый хворост - не лучшие дрова: горит ярко, а жара мало. Но другого всё равно не дано. Заря. Чистое голубое небо. Из-за пригорка показалось солнышко. Лепота-а-а. Ради этого зрелища не жалко недоспать. Однако сворачиваемся и едем дальше. Хотели было свернуть на Кулебаки, но прозевали отворот и упёрлись в Оку. Впереди - славный город Муром: RA3VFF как раз приглашал в гости :-)) С сожалением поворачиваем на Навашино. В этих краях нынче уже побывала RDA-экспедиция RA3ARS/3 ,однако зов более чем приличный. Помнится Михаил ругал местные дороги, - так он просто не был в Кировской области! А Тут на юге NN дороги просто супер. FQ идёт под 100 км\ч а меня почти не трясёт. Лог пишу легко и непринуждённо. Проезжаем Кулебаки. Хотели заехать с визитом вежливости к RA3TDM, он преподаёт на местной СЮТ, приглашал отобедать. Но к сожалению, я не смог до него дозвониться. Останавливаемся на границе NN-17\NN-46. На той же самой свалке, что и RA3ARS. Работаем из машины. Мимо проходит рыбак с соседнего пруда. Несёт улов - пару мелких рыбёшек и удивленно взирает на нашу "снасть", прикрученную к машине. Едем дальше. Выезжаем из города. Встречные машины мигают фарами. Мимо засады врагов из ДПС проезжаем 60 км\ч, как и положено, но через пять минут вдруг слышим завывания сирены и погоню: оказалось - за нами! Останавливаемся на обочине. Начинается та же песня: браконьеры, шпионы, террористы. Дополнительно ещё и с Кавказа (!) - у меня как раз уже отросла борода. Долго беседуем разбившись на группы: FQ с майором, а я с сержантом. Разговор вроде спокойный, но автоматы сняты с предохранителя и на боевом взводе. Начинается очередной обыск. Мимоходом упоминаю про приглашение RA3TDM. Сержант сразу успокоился: оказывается они соседи буквально через стенку и TDM хорошо ему знаком, так как раньше мешал ему смотреть телевизор, создавая TVI. Но последние годы перестал. Так что из категории террористов мы сразу перешли в категорию обычных радиолюбителей! Досмотр прекращён, следуют извинения за причинёные неудобства. Едем дальше. Фото на границе NN-46\NN-20. Прямо за стеллой нахожу шикарный белый гриб и несколько подберёзовиков. А невдалеке из леса выходит супружеская пара и у каждого на локтях по двухведёрной корзине. Полные белых. Вот это да! Однако FQ торопит - едем дальше. Далеко однако не уехали - под капотом что-то щёлкнуло и Серёга его заглушил. Больше он не завёлся. Более того: вал отказался проворачиваться даже "кривым стартером": заклинило. Ловим попутку. Грузовичёк ГАЗ едет на погрузку опилок, берёт на буксир. Дотянул до какой-то деревни. Голосуем. Машин идёт много, все останавливаются. Много разных советов, но в этой деревне ремонтников нет. Подъезжает снова тот же ГАЗ, уже загрузился. Снова берёт на буксир, хоть ему и немного (всего-то крюк в 30км) не туда. Но дотянул до лучшего ремонтника в округе. Водила деньги брать отказался, удалось уговорить взять хотя бы бутылку. Хотя тоже отказывался. Эх, вот чем дальше от крупных городов, тем добрее и лучше люди (ну и наоборот). Вот так на буксире мы и въехали в город Ардатов с заклиненым мотором, в субботу в 20 часов местного времени. "Сапфировские" гаражи нашли сразу. Гараж (3 бокса) - частный. Главный ремонтник Николай Шокин занимается ремонтами в свободное время. Он как раз заканчивал иномарку и собирался на свадьбу к приятелю. Нашим словам насчёт заклинившего мотора не поверил. В воспитательных целях (и для ускорения процесса) предложил самостоятельно открутить болты и снять крышку цилиндров. На улице смеркалось. У него прямо вытянулось лицо когда он посмотрел в цилиндры и на снятую крышку. Мгновенно вокруг собралась местная автомобилизированая молодёжь. Вид поломки поразил всех. Николай начал по сотовому обзванивать все автомагазины в радиусе 100км. Бесполезно, - уже поздно, и они закрылись. Звонки пошли по знакомым и просто владельцам УАЗов. Ещё через 10мин я понял, что мы крепко влипли и жить тут будем долго :-(( RV9FQ полез в кабину и включил трасивер. На 7080 нас караулил Андрей RW9WA. С его помощью связались с RZ3TX. Он хороший приятель RV9FQ и не оставил нас в беде. Сергей продиктовал ему список необходимых запчастей (причем все это аккуратно транслировал RW9WA, поскольку прямой связи на 20-ке с нижним не было. Кто-то потом прокомментировал, что это собственно почти весь движок в сборе. RZ3TX обещал максимально быстро, с гонцом прислать нам запчасти. После этого мы закатили машину на ночь в пустой бокс и пошли искать ночлег. Гостиница оказалась метрах в 50ти: одноэтажный рубленый дом, четыре 3-х местных номера. За 120 руб с каждого мы получили в своё распоряжение просторную комнату с евроотделкой и всеми удобствами: даже с душем с горячей\холодной водой. Даже телевизор был. Новенький SONY. Комендантша с гордостью сказала что ловит целых три канала :-)) Вскоре пришел ещё один постоялец. Николай был командировочный из Н. Новгорода. Живёт в гостинице уже месяц. Мы с RV9FQ пошли в соседний продуктовый магазин. Ассортимент удивил разнообразием,цены тоже порадовали. Больше всего понравились ценники - РДАтовское райпо :-)) Скоро сытный ужин был готов. Сели за стол всей компанией + ночной сторож гостиницы. Начались разговоры "за жизнь". Николай рассказал много интересного об этих краях. В том числе показал по карте как проехать к источнику Святого Серафима в соседнем районе. На утро мы пошли осматривать город, тем более что у меня на сотовом кончились деньги и надо было срочно проплатить, чтобы водитель с запчастями мог до нас дозвониться. Город оказался вовсе не такой дырой как рассказывал RA3ARS. Имеется свой почтамт, кинотеатр, собор и две церкви, 3 заправки, масса всяческих магазинов. Градообразующее предприятие - военный завод "Сапфир" переживает не лучшие времена, но работает. Местные жители почти все ходят с сотовыми телефонами. К обеду приехал гонец с запчастями. Пожаловался, что долго не могли найти нужную крышку блока цилиндров. Везде лежат под 92-й бензин, а надо под 76-й. У механика Коли Шокина были круглые глаза - он по телефону не смог найти во всей округе, а тут ребята с кем-то по Радио поговорили и вот они запчасти - привезли через несколько часов! Вот что значит радиолюбительское братство! Работа закипела. Кажется незапланированный отпуск в Ардатове отменяется. Вместе с RV9FQ быстро поставили полевые антены прямо во дворике гостиницы и скорее в эфир, - давать жаждущим NN-20. Ремонт машины продолжался до глубокой ночи. Испытания прошли успешно. Механик Коля Шохин со своей командой починили всё, кроме немножко погнутого распредвала и слегка распоротого глушителя. Спать мы легли опять далеко заполночь. Утром, плотно позавтракав, неспеша тронулись в дальнейший путь. Из-за поломки мы на сутки отстали от графика и теперь приходилось нагонять время. Но для правильной обкатки и притирки двигателя можно было ехать не быстрее 60 км/ч. Решили что будем меньше останавливаться, только у стелл районов. Однако не преминули заехать к чудотворному источнику. На выезде должны были встретиться с RA3TIO, но совершенно случайно разминулись. Так и приехали в Мордовию. Изначальный план был проехать большим кругом сперва по северу на запад, а потом по югу на восток республики. Пришлось корректировать планы. Но до г.Ковылкино MD-04 всё же доехали. Район весьма редкий и мы развернули полевую позицию. Остальные районы обитаемы или уже посещались, поэтому проехали их без остановок, вещая с колес. Тем более, что звали очень хорошо и большинство тех, кто хотел - отработали. Для ближней зоны на коротких остановках для фотографирования я быстро за пару минут вывешивал на придорожные кусты четверть волновой провод на 80м. По отзывам нас было слышно на удивление не плохо хотя высота подвеса всего 1,5-2 метра! Подъезжаем к Рузаевке. Уже свободно работаю с Андреем RW4UW на 40метрах. Он любезно пригласил переночевать у него. По эфиру провёл по хитросплетению улиц. И вот мы у него в гостях. Как обычно - почти в полночь. Радушный хозяин, красавица жена, смышлёные детишки. Замечательная семья. Мы сегодня были без обеда и поужинали с весьма хорошим аппетитом: каждый съел по жареной курице. За ужином беседуем на р\л темы. Время пролетает незаметно. Однако Андрею завтра на работу и в два часа ложимся спать. Утром позавтракав, подвозим Андрея до работы, а он нам объясняет как ехать дальше... Саранск встретил неприветливо. На въезде в город остановили на посту ГИБДэДэ. Сергея FQ обвинили в беспробудном пьянстве за рулём. Не было времени искать правду, пришлось купить очередную полосатую палочку. До MD-18 доехали без приключений. Сразу за вывеской района свернули с дороги. Проехали полкилометра и остановились в чистом поле. Развернули позицию прямо на грунтовке. Отработали и поехали дальше в MD-09. Неприятный Саранск решили объехать тайными партизанскими тропами :-)) На подъезде к границе MD-09 Сергея угораздило остановиться около патруля ДПС, чтобы спросить какой дорогой лучше ехать дальше в MD-16. В ответ же опять начался очередной обыск. Еле отвязались от них. Чтобы не рисковать потерять драгоценное время, из MD-09 поехали не назад на Саранск, а полевыми дорогами. В MD-21 пошла отличная асфальтовая дорога. Проехали насквозь через нац.парк Смольный RFF-147. Ещё раз развернули полевую позицию на границе MD-06\MD-10 прямо посреди перепаханого поля. Земля класcная - чернозёма больше штыка. Едем дальше. Снова въезжаем в Нижегородскую область. На 20-ке зовут сплошь незнакомые европейцы, видимо кто-то закинул нас в кластер любителей дробь М. Быстро проезжаем через NN-57 и в 14.20z въехали в Чувашию. Время позднее, ехать до CU-24 далеко, решили ехать по возможности без остановок.. Так и проехали большим полукругом через CU-20, 25, 20, 11, 13, 15, 10. В 19:10z - мы на границе CU-10\CU-24. Сил на поиски места ночлега уже не было и мы просто съехали с трассы в придорожные лесопосадки. Встали точно напротив вывески района. Антенны ставить не стали. Быстро развели костерок, попили чаю и завалились спать в машине сидя на своих сиденьях. Ночью периодически моросил дождик, было весьма прохладно. Приходилось каждый час тыкать RV9FQ локтем в бок, чтобы завёл мотор и нагрел воздух в кабине. В такой полудрёме прошло пять часов. Рассвело. Быстро поставили полевые антенны и начали отрабатывать эти два района. Пока FQ вещал я развёл костер и приготовил скромный завтрак. Наработавшись и позавтракав поехали обратно на Канаш CU-05. По дороге заскочили в CU-28. В Канаше не без труда нашли дорогу на Янтиково: встретилось несколько взаимоисключающих знаков. Совсем нет указателей направления для транзитного транспорта. Аборигены так же совершенно не знают своего собственного города. Выбрались кое-как из Канаша, доехали до границы CU-28\CU-21. Съехали с трассы в придорожную рощицу. По эфиру с нами связался Марат UA4YJA и пообещал тут же подъехать к нам на позицию. Пока мы его ждали опять начался сильный дождь. С трудом выехали обратно на трассу. И тут подъехала Газель с UA4YJA. Так под дождём и пожали друг другу руки. У нас уже стал намечаться дефицит наличных и Марат налил нам в бак 20 литров бензина. Также звал к себе домой на обед,но мы отказались из-за отсутствия времени. Из Урмаров поехали на федералку и по ней уже в Казань. На границе с Татарией нас единственный раз остановили Чувашские ГАИшники и долго допытывались можно ли на наш TS-570D слушать их служебные переговоры :-)) В конце беседы отослали их к Марату UA4YJA: местные HAMs наверняка доходчивее объяснят цели и задачи радиолюбителей :-)) Помня о нарочитой "бдительности" татарских обладателей полосатых жезлов по прошлым выездам, мы сразу после границы сняли все мобильные антенны. На подходе к Казани гаишники создали искуственную многокилометровую пробку. Пришлось шуровать где по обочине, где - прямо по полю. В Казань конечно заезжать не стали, ушли по объездной дороге и свернули на Арск. Дорога просто отличная. Странно, но почему-то в пути встречались указатели районов исключительно только на татарском языке - "Арче", "Белтесе". Мы надеялись после Казани по дороге набрать воды чтобы попить кофе, но.... - в придорожных деревнях все водяные колонки или сломаны или на замке (что для нас в диковинку). А колодцы все - только за заборами. Кировскую границу пересекли уже в темноте. Для отработки KI-25 выбрали место на пригорке, поставили мобильные антены. Полевые ставить не стали - шёл сильный дождь. Пока я заканчивал монтаж 40м, RV9FQ начал работать в эфире на 20-ке. Ближняя зона стала просить 80м. Уж очень мне не хотелось вылезать из тепла под дождь. Но пересилил себя и повесил четвертьволновой луч с машины на дерево за кюветом. Пока развешивал, оступился в темноте и провалился в болотце по колено. Переобувшись в сухое снимал провод уже более осторожно. Поехали дальше. Ещё немного поработал из KI-19 на ходу. Прохождение ушло, звать перестали и я выключил аппарат. Снова прекратилась подзарядка аккумулятора и "уровень электричества" упал до красного сектора. Уже и фары еле светили, но мы не рискнули остановиться. Дорога идеально плоская - потом уже не разогнать машину, чтобы завести с толкача. Так доехали до Кильмезя KI-19. Там в центре посёлка небольшой пригорок, вот на нём и остановились для ремонта. Оказалось у генератора переломился провод возбуждения. Изоляция целая, а провод в обрыве. Так при свете луны и починились. Только съехали с пригорка, сразу попали в густой туман: вдоль дороги идут сплошные болота. С них он и поднялся. До Удмуртской границы деревень попалось всего три, зато постоянно проезжали отвороты без указателей: очевидно в "места не столь отдалённые". Как они тут только живут на болотах, - гиблые места. :-(( Так среди болот и пересекли Удмуртскую границу. Лимит времени у нас совсем закончился и решили ехать домой без ночевки. Останавливались только пару раз подремать по полчасика. Когда FQ начинал клевать носом, я его усиленно подкармливал Тюнсом-плюс (который самый ядрёный). Эффект был мгновенный, но не надолго. До самой Игры UD-18 так и ехали в густом тумане. Даже после восхода солнца он не рассеялся. В Игре поскребли по карманам и на последние гроши заправили 30л бензина. Дальше ехали с наиболее экономной скоростью. После пересечения Пермской границы на дороге опять стали часто встречаться гаишные засады: как раз к нашему возвращению, в Пермь приехал опять кто-то из Правительства и на дорогах была повышенная бдительность. Тем не менее, до Перми доехали без приключений. Домой я попал только в 16-ть часов местного. Сил хватило добрести до дивана, после чего беспробудно спал 14 часов... В заключение, от нашего имени, хочу поблагодарить: за тёплый приём, еду и ночлег Олега RA4NAJ, Василия RW4NW, Андрея RW4UW; За неоценимую помощь в ремонте машины - RZ3TX и RN6BY; За помощь бензином и мудрым советом Марата UA4YJA; за дежурство на частоте UW1GG,RW9WA,RW3XZ,UA0BA. А также всех кто ждал нас в эфире. 73!Сергей RA9FDR