Поездка на север Пермского края, в Вижайскую глушь.
Сроки: 22-24.09.2007
Состав:
Рыбаки - Сергей UA9FAL
Валентин
Серёжа(сын UA9FGO)
Радисты- Владимир UA9FGO
Сергей RA9FDR
Задача: Забросить рыбаков на сплав по реке Берёзовой.
В процессе поездки поработать в эфире из редких RDA-районов.
План действий:
Доехать до пос.Валай на двух машинах. В Валае рыбаки
оставляют свою машину в лесничестве. Далее на одной машине доезжаем
до реки Берёзовой. Выпускаем рыбаков сплавляться. Проверяем их
передвижение в контрольной точке и возвращаемся домой. Рыбаки
доплывают до Валая и на своей машине возвращаются домой.
Предистория:
В августе 2007 года Сергей UA9FAL уже ездил сплавляться
по Вишере с группой пермских радиолюбителей. Группа оказалась к такому
мероприятию абсолютно не готовой, как теоретически, так и практически...
В итоге они день порыбачили, вечером немного поработали в эфире и
вернулись домой в Пермь. У UA9FAL осталось стойкое желание всё-же
сплавиться в этом году. После некоторых раздумий он выбрал реку Берёзовую
и других, более подготовленых компаньонов. Довезти на место попросили
UA9FGO, а меня пригласили штурманом/оператором_трансивера.
Практическое исполнение:
Ранним утром 22сентября за мной заезжает UA9FGO
на своём УАЗе-козлике. Машина уже хорошо загружена рыбацким снаряжением.
В уголке заднего сиденья дремлет сын Влада - Серёжа.
Он ещё молоденький, и ещё рвётся в экстремальные приключения :-))
Загружаем моё нехитрое радио-оборудование в минимальном варианте.
Отъезжаем от подъезда ровно в 6 утра (00z).
Вторая машина (Нива-шевроле) уже поджидает нас у моста
через Чусовую. Пока УАЗ заправляется, здороваюсь с рыбаком Валентином.
Мы уже ездили вместе в 2005 году на Колву. Он рыбачить, а я работать в
RDAC. Я очень рад встрече, т.к. Валя мужик надёжный и с ним не пропадёшь.
Рулит Нивой Сергей UA9FAL. Сразу устанавливаем на машины УКВ-антенны
1/4 вертикалы и проверяем наличие связи. На УАЗе включен FT-857D, а на
ниве портативка. Ехать далеко, порядка 500 км в одну сторону, и связь
между машинами должна быть обязательно. Переезжаем по мосту Чусовую и
движемся по трассе на Соликамск. Несмотря на недавно отремонтированый
асфальт едем небыстро 70км/ч, т.к. движение очень плотное и вдобавок
моросит мелкий дождик. Гаишники по трассе стоят в обычных местах и
проезжаем мимо без покупки "волшебной палочки". Проезжая через
Соликамск, уточняем у местных на двойке цены на бензин в Соликамске и
Ныробе. Местные пугают,что в Ныробе нет 92го бензина и мы заливаем 10л
канистру для бензоагрегата. После Соликамска движения по трассе почти
нет, но и качество покрытия резко ухудшилось. Переезжаем мост через
Вишеру. Сразу за мостом стоит пост ГАИ. На посту усиленный наряд с
автоматами. Понятно - опять ловят какого-то беглого. В Чердыни закупаем
провиант. Рыбаки будут плавать минимум неделю и берут 20 буханок хлеба.
Плюс немного того-сего и получился ещё один мешок. Думаем куда его
засунуть... Я беру скромнее, всего три буханки, но хлеб такой ароматный,
что неудержался и отломил корочку. Тут же за пару минут уминаем с
UA9FGO буханку на двоих, запивая парным молоком, купленым тут-же у
местной селянки. Надо заметить что в Чердыни понимают толк в выпечке
хлеба. Он вкусный и ароматный, в Перми такого нет. Докупаю ещё пару
буханок. Наконец-то выезжаем из Чердыни на север на Ныроб. Осталось
проехать последние 50км асфальта, но это уже изрядно побитый асфальт.
Движение на трассе отсутствует и никто не мешает аккуратно объезжать
ямы по встречной полосе. Въезжаем в Ныроб. На въезде в посёлок на посту
ГАИ тоже стоят автоматчики. Вдоль центральной улицы сплошь стоят
заборы с колючкой. ИТК. По просьбе UA9FALа заезжаем в Ныробский
лесхоз. Лесхоз недавно переехал в новое здание (избу) и Сергею надо
снять новые координаты расположения радиостанции. На подъезде к
Ныробу по каналу служебной связи связались с дежурным лесхоза и нас
приветливо встречают. Приглашают за богатый стол пообедать, но мы
вежливо отказываемся, иначе можно "застрять" тут не на один день.
Буквально в 50ти метрах от домика лесхоза находится Святой источник.
Наполняем в нём 30ти литровую флягу. Вода действительно вкусная.
В этот день купель закрыта, и мы рассматриваем её домик только снаружи.
На наружной стене висит икона святого Николая и пояснения каким
образом появился этот источник. Решаем заехать в мемориальный парк,
разбитый на месте содержания под стражей, гибели и захоронения
Михаила Фёдоровича Романова. Несмотря на печальную историю здесь очень
красиво. Заметно что за парком хорошо ухаживают. Для осмотра мы
присоединились к группе туристов из Самары. Гидом был батюшка из
соседней Свято-Никольской церкви. (Подробнее об этой давней истории
можно почитать: www.kazan.eparhia.ru/zhurnal/?ID=8197).
Однако нам ехать ещё далеко. Заезжаем на "зоновскую" заправку. Здесь
дают хорошую скидку - 5% если берёте 50-n литров и больше. Заливаем баки
под завязку и 20л канистру про запас - впереди как минимум 200 км пути
по лесным дорогам, а заправок больше не будет... В Ныробе установлена
последняя на нашем пути сотовая станция и мы делаем звонки домой.
Время пол-второго дня, выезжаем из Ныроба. Дальше наш путь лежит на
восток в самый забытый Богом край. Дорога на выезде неплохая щебёнка, но
быстро становится всё хуже. Через пять километров щебёнка заканчивается
и дальше идёт разбитая лесная дорога. Периодически встречаются
непонятные поперечные канавы глубиной до полметра. Их надо проезжать
аккуратно, иначе авто может остаться без моста. При внимательном
рассмотрении обочины всё стало ясно. Несколько десятилетий назад всю
эту 50-км дорогу заключённые выложили поперёк круглыми брёвнами.
За это время транспорт накатал поверх них глину. И вот сейчас
некоторые брёвна сгнили и провалились. Дорогу конечно-же никто
не ремонтирует. Доехали до пос.Валай за два часа. На въезде закрытый
шлагбаум. Тут же выходят автоматчики - паспортный контроль. На нас
только посмотрели и пропустили без проволочек. Подъезжаем к избе
Валайского лесничества. С лесничим заранее связались по служебному
каналу и он нас уже поджидает. Сразу загоняем Ниву во двор под навес.
Пока рыбаки перегружают своё снаряжение к нам в УАЗик я беседую с
лесничим. Он рассказал много интересного. Оказывается даже в этой
глухомани в школе есть интернет. Спутниковый. На поселковой улице -
по колено грязи, и просто ЧУДОМ смотрится телефонная кабина на
небольшом возвышении :-))
Телефон тоже спутниковый. Даже можно купить карточку, но только на 100уе.
Ну вот рыбаки растолкали свои мешки по УАЗику. Можно садиться,
но вот куда? С трудом умещаемся в кабине.
Теперь за рулём Серёжа, сын UA9FGO. Его хобби - гонки по бездорожью
на квадрациклах. Дорога до пос.Вижай разбита гораздо сильнее. Только
на пригорках она сухая. В низинах периодически скребём днищем по грязи.
Этот участок дороги тоже был выложен брёвнами, но видимо раньше, потому
что сгившие и провалившиеся брёвна встечаются уже постоянно. Наконец
подъезжаем к посёлку Вижай. 36 км за те же два часа. На въезде опять
стоит шлагбаум и будка охраны. Но теперь есть элемент экзотики -
на дорожном указателе название Вижай написано ещё и по-английски!
Видать грамотные люди сидели... Посёлок Вижай состоит из собственно
зоны и десятка домов обслуживающего персонала. Видны развалины ещё
двух колоний. Довольно свежим выглядит только здание пожарной части
с гаражом. Но машина стоит снаружи :-))
Неподалеку виднеется свалка ржавых разобраных автомобилей.
В основном Жигули ранних моделей и Москвичи. Как они сюда попали?...
Центральная улица посёлка сплошь состоит из ям с грязью.
Глубина некоторых достигает 1,5 метра. С трудом находим дом Ивана.
Из Валая с ним был телефонный разговор и он согласился быть нам
проводником. Однако обнаруживаем избу закрытой. Через окно видно,
что мертвецки пьяный Иван спит на диване. Принимаем
решение пробираться по лесам самостоятельно. Соседка Ивана подсказывает,
что нам надо ехать "на кордон" и показывает в какую сторону. Но смотрит
на УАЗик с большим сомнением. Сперва нам было смешно, потом поняли суть.
Дорог в том направлении несколько, но все как-бы не очень проезжие...
На одной мостик провалился, на другой очень крутой глиняный склон на
котором УРАЛы пробуксовали гиганские колеи. А на третьей просто сидел
УРАЛ на мостах. Уже стемнело и стали думать где будем ночевать. Оценив
по достоинству увиденый рядом свежий помёт "топтыгина" решили
расположиться поближе к деревне. Уже в темноте подъехали к Вижаю, в
котором свет был только на запретке жилой зоны ИТК. Проехав через
спящую деревню, остановились на берегу реки Вижай, прямо около моста.
Быстро развернули лагерь и разожгли костёр. Далее поужинали и занялись
своими делами. Рыбаки пошли облавливать перекат, а радисты работать в
эфире. Первое QSO из PM-46 в 17.00z c RW3WWW. Шёл тест и поработать
толком не удалось. Решили поработать утром, на свежую голову. Рыбаки
уснули в палатке, а радисты в машине у своих аппаратов :-))
Утром радисты проснулись в 2z от неестественного стука по корпусу
машины. Выхватив топорики (которые всегда под рукой) выскакиваем наружу
в надежде поживиться свежей медвежатиной :-)) Ошибочка... Это корова
пыталась достать из-под машины буханку хлеба, уроненую туда в суматохе
ночного развёртывания лагеря. Корова умудрилась засунуть голову под
машину и начала жевать хлеб, однако обратно вынуть голову не давали
рога. Вот в такой пикантной позе мы её и застали :-))
Тут же из тумана материализовался пастух, который мастерски освободил
коровью голову из плена. Я угостил его сигаретой и мы немного поболтали.
Он рассказал, что в этом месте часто останавливаются на ночлег
туристы и рыбаки, и его коровы привыкли воровать у них продукты :-))
Сам он пастух с зоны. А стадо принадлежит ИТК. А он осужденый за
убийство жены и сидеть ему ещё 10 лет... Мы спросили, а чего его
так запросто отпускают пасти стадо? Он ответил, что бежать тут некуда,
кругом тайга и болота...
Подарили ему пачку сигарет и пожелали удачи. После его ухода быстро
позавтракали остатками ужина и занялись работами по согласованому
плану. Рыбаки начали готовить свои парАходы к спуску на воду, а мы что бы
им не мешать решили поработать в эфире. На общий вызов ответил Константин
Петрович нач.RW9FWB, по совместительству зам.директор Пермской Краевой
службы спасения. Я попросил его позвонить мне домой что у нас всё в
порядке. Он выполнил мою просьбу, за что ему большое спасибо. Жена дома
уже начинала волноваться. Наконец в 04.24z эскадра в составе крейсера и
канонерки отчаливает. Мы неспеша сворачиваем остатки лагеря, проверяя
что забыли рыбаки. На удивление ничего не забыли! В 5z и мы отъезжаем
с этой гостеприимной поляны. Проезжаем посёлок и согласно уговора
ждём рыбаков в контрольной точке. В нескольких километрах от посёлка
река близко подходит к дороге. Вот тут-то мы и поджидаем рыбаков.
Пока ждали решили немного поработать в эфире на мобильную антену.
Получился неплохой пайл-ап и мы хорошо скоротали ожидание. Наконец
из-за поворота реки показалась первая лодка. Серёжа сын UA9FGO,
умудрился сесть на мель прямо напротив нас. Вылез из лодки - глубина
10см, но буквально шажок и глубина уже 1,5 метра. Вскоре подплыла и
вторая лодка. Они долго плыли эти 6км из-за того что облавливали все
перекаты и ямы. Тут же на берегу пообедали и рыбаки поплыли дальше. Ну
а мы поехали домой в Пермь. Вчера весь день моросил дождик, а сегодня
погода просто чудесная. С самого утра светит солнце и ветром немного
поддуло дорогу. Однако лужи грязи остались на месте. Такое впечатление
что они невысыхают никогда. Пустая машина идёт гораздо легче, но передний
мост всё равно включен. Без него ехать было бы не просто. Владу UA9FGO
тяжело даётся лавирование между ямами на дороге и мы делаем короткие
передышки через каждый час. В эти короткие остановки успеваю оглядеть
окресности и пощёлкать затвором фотоаппарата. А посмотреть есть на что.
Окружающая осенняя тайга представлена всеми всеми цветами радуги.
На окружающем фоне чётко выделяются спелые ягоды рябины, которой нынче
очень много. На могучих кедрах висят не менее могучие шишки. По обочине
постоянно встречаются грибы. В основном подберёзовики и сыроежки.
На подъезде к Валаю подымаемся на очередную гору. По дороге это одна из
самых высоких точек. Останавливаемся и вызываю UA9FAL на 145.5
Сквозь шорохи эфира слышу слабое шебуршание в ответ. Уже далеко от них
уехали, километров 20 по прямой. Вслушиваясь различаю что у рыбаков всё
в порядке. Со спокойным сердцем спускаемся с горы и въезжаем в посёлок
Валай. При ярком солнечном свете посёлок выглядит еще более уныло,
чем вчера вечером. Кругом разруха. На территории ИТК копошатся заключённые.
А две закрытые зоны полностью разрушены. Без сожалений покидаем Валай.
Дорога становится лучше, но на относительно ровных участках подстерегают
коварные ямы. Вечереет. Проснулось лесное зверьё. Часто встречаются зайцы
и тетерева. Неожиданно из придорожных кустов вылетел гиганский глухарь.
Всё это успеваю хорошо рассмотреть, так как скорость не более 30км/ч
В сумерках подъезжаем к Ныробу. Как и предполагали, бензина хватило
только-только. Доехали до заправки на бензине из резервной канистры.
Заливаем баки под завязку, тем более, что тут дают хорошую скидку.
На постах ГАИ автоматчиков уже нет, видимо поймали кого ловили. Сразу
становится как-то спокойнее :-)) До наступления ночи делаем скоростной
бросок до границы РМ-41, благо что движение на дороге полностью
отсутствует. Приехали уже в темноте. Помню из прошлых поездок, что с
восточной стороны дороги идёт большущее болото Дорыш, поэтому
сворачиваем на западную сторону. Там стоит хороший сосновый лес. Проезжаем
по лесной дорожке через лес на окраину и там встаём на ночёвку.
Влад FGO колдует над бензоагрегатом, а я готовлю к установке антены.
Наконец бензик завёлся и включаем баластные эл.лампочки. Светло как днём.
Срубаю 10ти метровую жердину и вешаю на неё инвертед_ви на 40 и 80м.
Оттяжками служат сами элементы антены. Из-за сырого грунта пришлось
немного подкорректировать длину плеч. Но КСВ на обоих диапазонах 1.
На 20м ставлю вертикал на 3х метровой жерди в качестве мачты.
Работаю в эфире и наслаждаюсь его чистотой. Ни малейшего шума, про
такой эфир говорят, что он кристально чистый. Прохождение нормальное,
но зовут плохо. Сказывается то, что сейчас вечер воскресенья и народ
готовится к новой трудовой неделе. В это время Влад FGO разводит костёр
и готовит скромный походный ужин. Наконец мне надоело мозолиться и я
прекращаю работу. Ужинаем с Владом, по ходу дела обсуждая перепетии дня.
После ужина настроение улучшилось и захотелось зрелищ :-))
Проверяю наличие сотовой связи. Всё в порядке - есть сигнал оператора УСИ.
Достаю и запускаю ноутбук, подключаюсь к интернету через GPRS.
Проверяю эл.почту - ничего интересного. Подключаюсь к RDA-чату.
Посетители чата очень удивились увидев меня и стали поздравлять с
успешным движением по объявленому маршруту. Немного побеседовав и
ответив на вопросы, снова включаю трансивер,чтобы провести связи со
всеми чатланами. После этого глушим бензоагрегат и устраиваемся в машине
спать.
Утром меня опять разбудил непонятный шум. Вылез из машины и увидел,
что прямо над нами на ветке сосны белка грызёт шишку. И шелуха
сыплется на крышу. От этого и непонятный шум. Развёл костёр,
позавтракал. Пока завтракал Влад, я пробежался по краю леса и
нарезал по ведру белых грибов и волнушек. Вернувшись приступили к
сворачиванию лагеря и заметанию следов. Как правильные туристы,
мы засыпали костёр землёй и закопали оставшийся после нас мусор,
а заодним - и чужой.
Когда выезжали на трассу я вспомнил что обещал Йену G0RPA провести с
ним QSO из РМ-29. Поворачиваем на РМ-29: благо что граница совсем рядом.
Остановились прямо напротив дорожного знака района. Поставили мобильную
антену. Пошли связи, но с удивлением замечаю что Йена ещё не было.
Отправляю ему SMS. В ответ он пишет, что у них в Британии гроза и он нас
не слышит из-за грозовых разрядов. Ну что-ж, значит ему не повезло,
попробуем в другой раз. Сейчас утро понедельника и в эфире нас зовут
слабо. Снимаем антену и поворачиваем в сторону Перми. До Соликамска
доехали уже без приключений. Вспоминив, что обещал RV6AB провести QSO
из PM-17, предлагаю сразу за аншлагом свернуть с дороги. Там небольшой
пригорок, поросший мелкими сосенками. Снова ставим мобильную антену
и обнаруживаем, что в спешке перебили тонкий ВЧ-кабелёк. Срастить
его нечем, т.к. никто не взял паяльник... Решаем просто 5 минут отдохнуть.
Я дохожу до ближайшей сосенки и обнаруживаю целую поляну маслят.
К сожалению, большинство червивые, но попадаются и чистые. За полчаса
беготни по склону холма нарезаю ведро хороших маслят, после чего -
выезжаем на трассу.
Дальше по дороге до самой Перми не случилось ничего интересного.
Единственно, - что по мере приближения к Перми стала портиться погода и в
город мы въезжали в сумерках под дождём.
Позже, ночью в телефонном разговоре, Влад сообщил,что на спидометре
прибавилось 980 километров.
Рыбаки вернулись, как и планировалось, через неделю.
Общее мнение всех участников - поездка удалась на славу, планируем
повторить как-нибудь ещё раз.
Сергей RA9FDR