Положение о порядке назначения (присвоения) радиочастот в Российской Федерации радиоэлектронным средствам всех назначений". Положение утверждено решением ГКРЧ от 19.08.02 (протокол № 20/2). С учетом изменений, вносимых решением ГКРЧ от 22.12.03 протокол № 31 ПОЛОЖЕНИЕ О порядке присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов в Российской Федерации 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (ГКРЧ), касающимися регулирования использования радиочастотного спектра и радиоэлектронных средств. 1.2. Положение устанавливает в Российской Федерации основные принципы и общие условия присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронным средствам (РЭС) различного применения, порядок их согласования в целях обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС), определяет органы, осуществляющие назначение радиочастот, их права и обязанности, процедуры представления заявок на частотные назначения и выдачи разрешений на их использование, права и обязанности заявителей (пользователей), порядок учета частотных назначений и контроля за их использованием при эксплуатации РЭС. 1.3. В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения: · присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала - разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования; · использование (применение) РЭС - работа передающих (приемных) устройств РЭС на излучение (прием) на назначенной радиочастоте (радиочастотном канале); · заявители - граждане Российской Федерации и российские юридические лица, представляющие радиочастотные заявки на назначение радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронным средствам; · процедура централизованного (децентрализованного) назначения радиочастот - порядок назначения радиочастот центральными (региональными) радиочастотными органами; · пользователь - гражданин Российской Федерации и российское юридическое лицо, получившее разрешение на использование радиочастот РЭС; · согласование радиочастот - согласование возможности и условий совместного использования частот радиоэлектронными средствами при определенных параметрах излучения (приема) в конкретных местах их размещения. 1.4. Требования настоящего Положения обязательны для всех граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, применяющих или планирующих применение РЭС на территории Российской Федерации и на объектах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации1, а также для Минсвязи России, радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России, осуществляющих присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для граждан Российской Федерации и российских организаций в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим государством гражданам Российской Федерации и российским организациям, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. 1.5. Требования настоящего Положения не распространяются на радиоэлектронные средства, устанавливаемые на территории дипломатических (консульских) представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, на специальные технические средства, применяемые Минобороны России и Спецсвязи России (а также находящимися на их радиочастотном обеспечении министерствами и ведомствами) при выполнении ими, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, специальных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности. 1.6. Разрешение на использование радиочастот или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения выдается на 10 (десять) лет или на меньший заявленный срок. Срок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи. Заявка на продление разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов подается в Минсвязи России не менее чем за тридцать дней до окончания срока действия разрешения. Продление срока действия разрешения на использование частот РЭС гражданского назначения осуществляется на основании заключения органов государственной радиочастотной службы о выполнении пользователем радиочастотным спектром условий использования радиочастот и РЭС, установленных в разрешении на использовании радиочастот или радиочастотных каналов, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Если заявка на продление срока действия разрешения не поступила - разрешение утрачивает силу по истечении указанного в нем срока. 1.7. Использование радиочастот или изменение установленных условий использования назначенных радиочастот без разрешения соответственно Минсвязи России или радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России запрещается. 1.8. Право на использование назначенных радиочастот не может быть передано другим гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам без разрешения Минсвязи России, радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России. Передача или продажа РЭС другому юридическому (физическому) лицу не дает ему права на использование радиочастот, ранее назначенных этому РЭС. Новый пользователь РЭС должен получить разрешение на использование радиочастот в установленном порядке. 1.9. Передача в собственность, приватизация, постоянное бессрочное закрепление радиочастот за пользователями не допускаются. 1.10. Разногласия между Минсвязи России или радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России по вопросам назначения радиочастот рассматриваются на заседаниях ГКРЧ. 2. Права и обязанности Минсвязи России, радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России. 2.1. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС осуществляется Минсвязи России, радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России. 2.3. Минсвязи России: · осуществляет централизованное назначение радиочастот радиоэлектронным средствам и выдает разрешения на их использование; · осуществляет присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронным средствам, устанавливаемым на территории посольств, представительств иностранных государств, а также РЭС, предназначенных для обеспечения пребывания в Российской Федерации иностранных правительственных делегаций. Разрешения на использование этих частот выдаются в установленном порядке Минсвязи России через Министерство иностранных дел Российской Федерации по согласованию с радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России; · выдает в установленном порядке разрешения гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам на временное (сроком до 6 месяцев) использование радиочастот на период проведения выставок, ярмарок, спортивных соревнований, экспериментальных работ и других мероприятий; · организует и обеспечивает проведение работ по международной координации и регистрации в Международном союзе электросвязи (МСЭ) частотных назначений РЭС различного применения с целью их международно-правовой защиты, независимо от принадлежности РЭС. 2.5. Радиочастотные органы Минобороны России осуществляют централизованное и децентрализованное назначение радиочастот РЭС правительственного применения и используемых в федеральных органах исполнительной власти, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России (за исключением РЭС, использующих полосы радиочастот, выделенные Спецсвязи России в исключительное или преимущественное использование), в том числе РЭС, обеспечивающим безопасность полетов и управление воздушным движением гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Перечень министерств и ведомств Российской Федерации, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России, представляется в установленном порядке Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. 2.6. Штабы военных округов осуществляют децентрализованное присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС правительственного применения, размещаемым на территории соответствующего военного округа. 2.7. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации и штабы военных округов вводят в установленном порядке временные запреты (ограничения) на работу РЭС всех назначений. 2.8. Радиочастотный орган Спецсвязи России осуществляет назначение радиочастот РЭС президентской, правительственной и специальной радиосвязи в полосах радиочастот, выделенных в исключительное или преимущественное использование Спецсвязи России. 2.9. Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России, осуществляющие присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов, при выполнении функций, возложенных на них соответствующими положениями (уставами), обязаны: · рассматривать обращения граждан Российской Федерации и российских юридических лиц о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС с учетом требований настоящего Положения, а также других нормативных правовых документов, регулирующих использование радиочастотного спектра; · осуществлять присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС или давать обоснованные отказы в возможности использования запрашиваемых радиочастот; · вести учет присвоений (назначений) радиочастот РЭС различного применения; · осуществлять контроль за своевременным доведением временных запретов на использование РЭС до пользователей РЭС; · принимать необходимые меры по устранению выявленных источников радиопомех. Радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России, органы государственной радиочастотной службы обязаны: · организовывать и проводить измерения технических параметров РЭС, влияющих на их электромагнитную совместимость; · организовывать и проводить работы по выявлению источников радиопомех. 2.10. Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России, Спецсвязи России, осуществляющие назначение радиочастот РЭС различного применения, в рамках своих полномочий имеют право: · запрашивать у граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, планирующих применение РЭС, а также у изготовителей (поставщиков) РЭС дополнительную информацию, необходимую для оценки ЭМС с другими РЭС; · рекомендовать гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, планирующим применение РЭС в конкретном регионе, проведение исследований и натурных испытаний, необходимых для оценки ЭМС, с целью определения на этой основе возможности присвоения (назначения) запрашиваемых радиочастот; · проводить технические совещания с привлечением экспертов (специалистов) научно-исследовательских учреждений с целью выработки и согласования оптимальных решений по вопросам, связанным с планированием, присвоением (назначением) радиочастот или радиочастотных каналов и определением условий их использования. На эти совещания могут приглашаться представители заинтересованных заявителей (пользователей РЭС); · прекращать в установленном порядке действие выданных ими разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов при нарушении условий их использования, а также требований настоящего Положения. 3. Основные принципы и условия назначения радиочастот РЭС различного применения 3.1. Минсвязи России, радиочастотные ораны Минобороны и Спецсвязи России при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС различного применения должны руководствоваться: · требованиями законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, решениями ГКРЧ, определяющими условия использования полос радиочастот, и настоящим Положением; · международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией в рамках МСЭ и двусторонних или многосторонних соглашений с администрациями иностранных государств, а также обязательствами, принятыми в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация; · условиями, определенными решениями ГКРЧ о совместном использовании полос радиочастот РЭС гражданского назначения и РЭС, обеспечивающих потребности правительственной связи, правопорядка, безопасности и обороны России; · условиями обеспечения электромагнитной совместимости РЭС различного применения и условиями совмещения различных радиослужб в Российской Федерации. 3.2. Порядок централизованного и децентрализованного присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС военного применения и РЭС федеральных органов исполнительной власти, находящихся на частотном обеспечении Минобороны России, определяет Минобороны России. 3.3. Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов должны учитывать: · перспективы использования полос радиочастот РЭС различного применения, наличие свободного радиочастотного ресурса и сложившуюся электромагнитную обстановку в конкретном районе (регионе) России, где планируется использование РЭС; · частотные присвоения, внесенные в Международный справочный регистр частот, и фактическое их использование действующими РЭС; · необходимость координации частотных назначений с администрациями связи заинтересованных государств в случаях, определенных Регламентом радиосвязи или соглашениями с администрациями связи иностранных государств; · нормы частотно-территориального разноса (ЧТР) и условия использования полос радиочастот и РЭС, устанавливаемые соответствующими решениями ГКРЧ. 3.4. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов стационарным РЭС гражданского назначения проводится Минсвязи России одновременно с согласованием в установленном порядке мест их размещения. 3.5. Работы по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах должны быть выполнены в течение срока, указанного в разрешении на использование радиочастот, который не должен превышать 6 месяцев. На основании обоснованного обращения пользователя, в отдельных случаях, допускается продление срока проведения работ по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах на срок не более 6 месяцев. Продление срока для завершения работ оформляется Минсвязи России один раз. Действие разрешения на использование радиочастот, в соответствии с которым не выполнены условия, установленные в нем, а именно не проведены работы по вводу РЭС в эксплуатацию в указанные сроки, прекращается. 3.6. Частотные назначения могут быть изменены: · в соответствии с требованиями настоящего Положения с согласия юридического (физического) лица, которому было дано разрешение на их использование; · в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. 3.7. Частотное назначение РЭС без дополнительных согласований может быть переоформлено на нового пользователя при условии, что на момент передачи (продажи) РЭС разрешения на использование радиочастот действительны, а места размещения РЭС и их характеристики не изменились. При этом переоформлению подлежат как решение ГКРЧ (при необходимости), так и разрешение на использование радиочастот Минсвязи России. Минсвязи России, переоформившее разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов, уведомляет в установленном порядке радиочастотные органы Минобороны и Спецсвязи России, проводившие согласование радиочастот. 3.8. В случае, если возникает необходимость использования приобретенных РЭС гражданского назначения в другом районе или для другой цели, владелец РЭС должен получить в установленном порядке решение ГКРЧ (при необходимости) и разрешение Минсвязи России на использование радиочастот в новых условиях. 3.9. Назначение радиочастот РЭС гражданского назначения, используемых при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ, проводится в установленном порядке Минсвязи России на срок не более 6 месяцев. Назначение радиочастот указанным РЭС на срок более 6 месяцев Минсвязи России осуществляет на основании решений ГКРЧ. 3.10. В полосах радиочастот, распределенных Таблицей на первичной основе нескольким службам, радиочастоты РЭС этих служб назначаются на равных условиях, исходя из общих принципов, изложенных в настоящем Положении, или в соответствии с планами (условиями) совместного использования этих полос радиочастот, если иное не предусмотрено решениями ГКРЧ. Для РЭС радиослужб, которым полосы радиочастот распределены Таблицей на вторичной основе, радиочастоты назначаются на следующих условиях: · РЭС вторичных служб не должны создавать вредных помех РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже; · РЭС вторичных служб не могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже; · РЭС вторичных служб, однако, могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС той же или другой вторичной службы (служб), которым частоты могут быть присвоены позже. 3.11. Для некоторых радиослужб органы государственной радиочастотной службы могут разрабатываться территориальные планы частотных назначений РЭС гражданского назначения. Эти планы согласовываются с Минобороны России и, при необходимости, с Спецсвязи России. В дальнейшем Минсвязи России при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС этих радиослужб руководствуется согласованными планами и дополнительных согласований не проводят. Территориальные планы частотных назначений могут, по мере необходимости, периодически корректироваться и уточняться с учетом изменившихся условий использования выделенного радиочастотного ресурса. Уточнения и изменения, вносимые в территориальные планы частотных назначений, согласовываются с Минобороны России (при необходимости - с Спецсвязи России). 3.12. Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России при присвоении (назначении) радиочастот или радиоканалов РЭС различного применения должны соблюдать следующий порядок. В полосах радиочастот категории <ПР> РЭС правительственного применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС гражданского назначения. Присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов в этих полосах РЭС правительственного применения осуществляется радиочастотными органами Минобороны России или Спецсвязи России. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС гражданского назначения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений Минсвязи России осуществляет присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов конкретным РЭС гражданского назначения. В полосах радиочастот категории <ГР> РЭС гражданского назначения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС правительственного применения. Присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов в этих полосах РЭС гражданского назначения осуществляются Минсвязи России без согласования с Минобороны России и Спецсвязи России. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах P]Q правительственного применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов конкретным РЭС правительственного применения осуществляет Минобороны России или Спецсвязи России. В полосах радиочастот категории <СИ> РЭС правительственного и гражданского назначения пользуются равным правом использования радиочастот. Присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов в этих полосах РЭС правительственного и гражданского назначения осуществляются Минсвязи России, радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России соответственно, на условиях совместного использования этих полос радиочастот, определяемых решениями ГКРЧ. В отдельных случаях, при наличии согласованных планов распределения радиочастот, присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронным средствам гражданского назначения Минсвязи России осуществляют без согласования с радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России, а радиоэлектронным средствам правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи Росии - без согласования с Минсвязи России. Присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов РЭС гражданского назначения, входящих в состав спутниковых или космических систем, осуществляется Минсвязи России на условиях, определяемых соответствующими решениями ГКРЧ. 3.13. Радиочастоты радиоэлектронным средствам различного применения назначаются на основании расчетов на электромагнитную совместимость с другими РЭС, работающими в совмещенных полосах частот и расположенными в районах размещения данных РЭС, исходя из реальной электромагнитной обстановки. Необходимость разработки условий совместного использования и/или норм частотно- территориального разноса определяется соответствующими решениями ГКРЧ. Разработка норм ЧТР и методик расчетов ЭМС обеспечивается заявителями. К разработке норм ЧТР и методик расчета ЭМС привлекаются научно-исследовательские организации Минсвязи России, Минобороны России и, при необходимости, Спецсвязи России. Нормы ЧТР и методики расчета ЭМС РЭС, утвержденные ГКРЧ, могут применяться органами государственной радиочастотной службы, радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России при подготовке заключения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС с учетом их электромагнитной совместимости. Нормы ЧТР по мере необходимости уточняются и дополняются с учетом изменений технических характеристик РЭС. 3.14. Радиочастоты или радиочастотные каналы радиоэлектронным средствам гражданского назначения присваиваются (назначаются) на основании заключения экспертизы органов государственной радиочастотной службы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об электромагнитной совместимости, по результатам которой оформляются заключения о возможности заявленных радиоэлектронных средств и об электромагнитной совместимости. Расчеты электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского назначения проводятся органами государственной радиочастотной службы с привлечением (при необходимости) научных или проектных организаций, имеющих право на проведение таких работ. Результаты этих расчетов используются в процессе планирования и согласования рабочих радиочастот РЭС гражданского применения и учитываются при подготовке заключения m*a/%`b('k органов государственной радиочастотной службы. Ответственность за полноту и достоверность проведенных расчетов ЭМС несут организации, проводившие эти расчеты. 3.15. При назначении радиочастот правом приоритета пользуется тот заявитель, который первым представил заявку на присвоение радиочастот в установленном порядке. 4. Порядок представления заявок на частотные назначения, права и обязанности заявителей 4.1. Заявки на частотные назначения представляются заявителями, планирующими применение на территории Российской Федерации или на объектах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, РЭС отечественного или зарубежного произ водства, на основании соответствующих решений ГКРЧ и действующего в Российской Федерации законодательства. 4.2. Представление заявок от имени или по поручению заявителей какими-либо другими организациями, выполняющими функции посредника, не допускается. 4.3. В заявке на частотное назначение должны быть приведены необходимые сведения о заявителе, назначении планируемой радиосети (радиолинии), о РЭС, применяемых для построения радиосети (радиолинии), технические характеристики РЭС. Заявки оформляются по единым формам, установленным настоящим Положением (в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4, 5, 6). Формы заявок, при необходимости, уточняются и дополняются. Уточненные формы вводятся в действие решением ГКРЧ. 4.4. К заявке прилагается пояснительная записка, в которой делается ссылка на соответствующее решение ГКРЧ, приводится обоснование запрашиваемого количества радиочастот, дается подробная информация о назначении планируемой радиосети (радиолинии), особенностях применяемых РЭС. К заявке на частотное присвоение (назначение) для РЭС гражданского назначения дополнительно прилагается заключение экспертизы органов государственной радиочастотной службы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об электромагнитной совместимости. Для получения заключения экспертизы органов радиочастотной службы заявители направляют в органы государственной радиочастотной службы письмо, отпечатанным на бланке фирмы, организации (предприятия) с изложением просьбы заявителя с указанием наименования и условного шифра РЭС, диапазона и количества запрашиваемых частот. К письму прилагаются: исходные данные (в соответствии с Приложениями № 7, 8, 9, 10, 11, 12), необходимые для расчета ЭМС и планирования радиочастот (географические координаты мест установки стационарных РЭС с точностью до секунды, тип и высота подвеса антенн, зона обслуживания, координационная зона), а также необходимые данные для подготовки заключения о возможности присвоения радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС; координационные контуры (в случае необходимости). 4.5. Заявки и приложения к ним направляются сопроводительным письмом, отпечатанным на бланке фирмы, организации (предприятия). В письме кратко излагается суть просьбы заявителя с указанием наименования и условного шифра РЭС, диапазона и количества запрашиваемых частот. Сопроводительное письмо должно содержать регистрационный номер и дату отправки письма, полные реквизиты юридического (физического) лица, номер контактного телефона. 4.6. Заявки при присвоении (назначении) радиочастот для РЭС гражданского назначения направляются в Минсвязи России. Заявки при централизованном присвоении (назначении) радиочастот для РЭС правительственного применения направляются в Минобороны России и/или Спецсвязи России. Заявки при децентрализованном назначении радиочастот для РЭС правительственного применения направляются в соответствующие штабы военных округов. 4.7. Заявители несут ответственность за полноту и достоверность представляемой информации и технических данных о РЭС. Заявки и приложения к ним, оформленные с нарушениями требований настоящего Положения или при отсутствии приложений, к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителю с указанием допущенных при оформлении нарушений. 4.8. Заявки о назначении дополнительных радиочастот для расширения действующих сетей радиосвязи представляются заявителями таким же порядком и по такой же форме, как и при первоначальном обращении. 4.9. Заявки о возможности использования ранее назначенных радиочастот в случае изменения технических характеристик РЭС, указанных в разрешении, представляются пользователями в таком же порядке, как и при первоначальном обращении. 4.10. Заявители, представляющие радиочастотные заявки, обязаны: · руководствоваться действующими в стране порядками присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, сертификации РЭС и лицензирования деятельности в области связи, а также соответствующими решениями ГКРЧ о выделении полос радиочастот планируемым к использованию РЭС; · предоставлять по запросам Минсвязи России, радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России (в пределах их компетенции) дополнительную информацию по системным вопросам, этапности реализации, техническим характеристикам РЭС, применяемых в развертываемой радиосети (радиолинии), а также по другим вопросам, возникшим при рассмотрении заявок. 4.11. Заявители, представившие радиочастотные заявки в Минсвязи России, имеют право: · получать информацию о состоянии работ по рассмотрению заявки; · повторно обращаться с заявкой в случае, если, по мнению заявителя, отказ был дан в нарушение действующих нормативных актов или в нарушение решений ГКРЧ; · принимать участие в технических совещаниях по конкретным вопросам, касающимся заявителя, проводимых Минсвязи России с целью выработки и согласования оптимального решения по вопросам, связанным с планированием, назначением радиочастот и определением условий их использования; · обжаловать решение о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в установленном законодательством порядке. 5. Порядок согласования частотных назначений 5.1. Планируемые частотные назначения подлежат согласованию с Минсвязи России, радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России в случаях, изложенных в разделе 3 настоящего Положения. Частоты не могут быть назначены до завершения процесса согласования. Минсвязи России радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России несут ответственность за соблюдение порядка и условий согласования. С целью обеспечения ЭМС (включая внутриобъектовую ЭМС) вновь размещаемых РЭС с действующими РЭС - потенциальными источниками (рецепторами) помех, размещенными ранее в установленном порядке, также проводится согласование мест установки РЭС. Согласование мест установки стационарных РЭС проводится одновременно с согласованием планируемых частотных назначений. Согласование использования частот, проведенное соответствующими согласующими органами по заявке органа государственной радиочастотной службы, одновременно является согласованием мест установки РЭС гражданского назначения. 5.3. Материалы для согласования частотных назначений должны направляться после завершения работ по экспертизе материалов представленных заявителями и планированию радиочастот. Данные для согласования частотных назначений и мест установки РЭС представляются в согласованном объеме. 5.4. В случаях необходимости согласования частот РЭС гражданского назначения с несколькими радиочастотными органами Минобороны России и/или Спецсвязи России заявки на согласование частот направляются в эти согласующие радиочастотные органы одновременно. 5.5. Органы государственной радиочастотной службы, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России, направившие в установленном порядке заявки на согласование радиочастот, имеют право: · получать информацию о состоянии работ по их рассмотрению, срокам согласования и отправки заключения; · принимать в пределах своей компетенции участие в проведении натурных испытаний на ЭМС РЭС, проводимых с целью выработки и принятия решения по вопросам, связанным с определением условий их совместного использования. 5.6. Согласование частотных назначений РЭС гражданского назначения осуществляется между органами государственной радиочастотной службы и соответствующими радиочастотными органами Минобороны России и/или Спецсвязи России, в зависимости от диапазона радиочастот, в котором производится частотное назначение. 5.8. Согласование радиочастот для РЭС гражданского назначения с Спецсвязи России проводится только в случаях, предусмотренных соответствующими решениями ГКРЧ. В остальных случаях с Спецсвязи России проводится согласование только мест размещения РЭС. Согласование мест (площадок) установки стационарных РЭС гражданского назначения проводится: · с Спецсвязи России и ФСБ России - для РЭС, размещаемых на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга; · с Спецсвязи России - для РЭС, размещаемых на высотных зданиях в столицах республик, краевых, областных и районных центров Российской Федерации, а также для РЭС, размещаемых на объектах Спецсвязи России на территории Российской Федерации. При этом Спецсвязь России направляет в органы государственной радиочастотной службы перечни таких высотных зданий и объектов Спецсвязи России на территории Российской Федерации. Указанные перечни уточняются в согласованные сроки. Кроме того, обязательными к согласованию являются места (площадки) установки: · ТВ-передатчиков (6 ТВ-канал); · ОВЧ ЧМ радиовещательных передатчиков (в полосе радиочастот 99,5-103 МГц с мощностью более 5 кВт); · КВ передатчиков (мощностью более 1 кВт); · земных станций фиксированной спутниковой связи (на условиях, определяемых решениями ГКРЧ). 5.9. В отдельных случаях, предусмотренных решениями ГКРЧ, или по согласованию радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России, в зависимости от диапазонов радиочастот, видов радиослужб и регионов, согласование мест установки стационарных РЭС гражданского назначения может не проводиться. 5.10. Радиочастотные органы Минобороны России и/или Спецсвязи России по полученным материалам подготавливают документальные заключения о возможности назначения запрашиваемых радиочастот и направляют их в органы государственной радиочастотной службы в срок не более 60 календарных дней с момента регистрации в согласующем радиочастотном органе. 5.11. При отсутствии заключения радиочастотных органов Минобороны России и/или Спецсвязи России по истечении 75 календарных дней с момента регистрации в согласующем органе материалов на согласование частотных присвоений для РЭС гражданского назначения орган государственной радиочастотной службы уведомляет согласующие радиочастотные органы Минобороны России и/или Спецсвязи России о том, что частотные назначения считаются согласованными. В случае отсутствия в течение 5 дней с момента уведомления соответствующих заключений Минобороны России и/или Спецсвязи России, Минсвязи России выдает заявителю разрешение на использование радиочастот РЭС гражданского назначения и одновременно уведомляет об этом радиочастотные органы Минобороны России и/или Спецсвязи России. 5.12. В экстренных случаях согласование временных частотных назначений на срок до 6 месяцев может осуществляться радиочастотными органами оперативно в рабочем порядке с последующим документальным подтверждением согласования. 5.13. Для согласования планируемых частотных назначений РЭС правительственного применения в полосах категории <ГР> и <СИ> Минобороны России (Спецсвязи России) направляет в Минсвязи России необходимые данные в объеме, определяемом по взаимному согласованию, если согласование предусмотрено решением ГКРЧ. Если такое согласование частот не предусмотрено, то Минобороны России (Спецсвязи) информирует Минсвязи России о назначенных радиочастотах в согласованном порядке. 5.14. Минсвязи России по полученным материалам из Минобороны России, Спецсвязи Росии и по заключению экспертизы органов государственной радиочастотной службы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об электромагнитной совместимости направляет решение о возможности назначения запрашиваемых радиочастот в Минобороны России (Спецсвязи России) в срок не более 45 календарных дней с момента регистрации запроса. 5.15. При отсутствии решения Минсвязи России по истечении 75 календарных дней с момента регистрации в согласующем органе материалов на согласование частотных присвоений для РЭС правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и/или Спецсвязи России уведомляют Минсвязи России об оформлении разрешения на использование частот. В случае отсутствия в течение 5 дней с момента уведомления соответствующих решений Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и/или Спецсвязи России выдают заявителю разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов РЭС правительственного применения и одновременно уведомляют об этом Минсвязи России. 5.16. Минобороны России осуществляет назначение радиочастот для средств КВ-радиосвязи в полосах радиочастот категории <ГР> без согласования с Минсвязи России при условии исключения помех РЭС гражданского назначения и РЭС других государств. Сезонные планы вещания в КВ-диапазоне Минсвязи России направляет в Минобороны России в согласованные сроки, а также информирует Минобороны России о новых частотных присвоениях вещательной службе в срок не более 30 календарных дней. 5.17. Минсвязи России осуществляет присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов без согласования с радиочастотными органами Минобороны России: · РЭС речного флота - в 100 км зоне на внутренних водных путях по территории Российской Федерации в полосах частот 300,0125-300,5125 и 336,0125-336,5125 МГц; · РЭС телевидения и радиовещания - в полосах частот: 48,5-84,0 МГц (1-3 ТВК), 66-74 МГц (за исключением территории Московского военного округа), 100-104 МГц; · РЭС для связи в случаях бедствия и для обеспечения безопасности - на частотах в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации. О назначениях радиочастот в указанных случаях Минсвязи России уведомляет Минобороны России в месячный срок. 5.18. В случае, если запрашиваемые частотные назначения по тем или иным причинам не могут быть согласованы, согласующая сторона направляет в запрашивающий радиочастотный орган обоснованный письменный отказ. 5.19. В случае, если на этапе согласования частотных назначений РЭС возникает необходимость проведения натурных испытаний, срок представления заключений увеличивается на время, необходимое для проведения этих работ, о чем Минсвязи России, органы государственной радиочастотной службы, радиочастотные органы Минобороны и Спецсвязи России, направивший материалы на согласование. 5.20. Согласующие органы не должны устанавливать срок действия выданного ими согласования, если такая необходимость не обусловлена соответствующим решением ГКРЧ. Срок ввода в действие частотного назначения и срок, в течение которого может использоваться данное частотное назначение, определяет радиочастотный орган, который выдает соответствующее разрешение. Продление срока использования частотного назначения осуществляется без дополнительных согласований. Информация о продлении срока использования частотного назначения направляется в согласующий радиочастотный орган. 5.21. В случае, если по какой-либо причине после завершения согласования не будет выдано разрешение на использование радиочастот, или если будет аннулировано ранее выданное разрешение на использование радиочастот, соответствующий орган должен проинформировать об этом орган, с которым проводилось согласование. 5.22. Согласование частотных назначений, проведенное для конкретных РЭС, используемых в конкретной радиосети (радиолинии), не может быть распространено на другие РЭС, развертываемые в той же радиосети (радиолинии), если изменились места размещения и характеристики РЭС. 5.23. Согласование частотных назначений РЭС на территории Российской Федерации и РЭС на объектах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в случаях, когда необходима международная координация, осуществляется до ее проведения. В случае, если в процессе координации возникает необходимость изменения частотного назначения или условий его использования, то эти изменения должны быть согласованы с согласующим органом. При необходимости представители Минсвязи Pоссии, органов государственной радиочастотной службы и радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России участвуют в переговорах по координации частотных назначений. 6. Международная координация частотных назначений РЭС 6.1. Обязательной международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ подлежат частотные назначения РЭС: · если использование данной радиочастоты может причинить помехи какой-либо радиослужбе других государств; · если радиочастота планируется для международной радиосвязи; · если заявитель претендует на международное признание использования радиочастоты. 6.2. Необходимость международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ частотных назначений наземных РЭС гражданского назначения определяют органы государственной радиочастотной службы по результатам рассмотрения представленных заявителем материалов на получение заключения экспертизы органов государственной радиочастотной службы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об электромагнитной совместимости. При этом органы государственной радиочастотной службы по запросу заявителя направляют заключение о необходимости проведения международной координации. Необходимость международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ частотных назначений наземных РЭС правительственного применения с учетом п.6.1 определяют министерства и ведомства, планирующие применение этих РЭС. 6.3. Международная координация частотных назначений РЭС с администрациями связи иностранных государств и их регистрация в Бюро радиосвязи МСЭ осуществляются в соответствии с <Положением о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронным средствам>. 7. Порядок выдачи разрешений на использование радиочастот и РЭС 7.1. При рассмотрении заявок проверяется соответствие запрашиваемых радиочастот и приведенных технических характеристик решениям ГКРЧ и заключениям органов государственной радиочастотной службы. После завершения работ по рассмотрению заявки на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения с учетом заключения экспертизы органов государственной радиочастотной службы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об электромагнитной совместимости, Минсвязи России выдает соответствующее разрешение на использование радиочастот. Решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения принимается не позднее чем за 120 дней со дня обращения. 7.2. В случае необходимости проведения международной координации частотных присвоений, разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов выдаются после завершения координации. По письменному обращению заявителя на период проведения международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ частотных назначений РЭС могут выдавать заявителю разрешения на использование на вторичной основе по отношению к РЭС иногосударств со сроком действия до одного года. Эти ограничения могут быть сняты по результатам координации. 7.3. По завершению экспертизы, планирования и проведения (при необходимости) международной координации Минсвязи России выдает разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. 7.6. Форма разрешительных документов для РЭС гражданского назначения определяется Минсвязи России. 7.7. Форма разрешительных документов для РЭС правительственного применения определяется радиочастотными органами Минобороны России и/или Спецсвязи России в пределах их компетенции. 7.8. Частотные назначения считаются действующими в течение срока действия соответствующего разрешения на использование радиочастот. Эта информация в дальнейшем используется органами государственной радиочастотной службы и радиочастотными органами Минобороны России и Спецсвязи России при расчетах ЭМС. 7.9. Минсвязи России при выдаче разрешений на использование радиочастот доводят до сведения заявителей о праве государства вводить временные ограничения (запреты) на использование радиочастот и работу на передачу РЭС при проведении специальных мероприятий и в чрезвычайных ситуациях. 8. Учет частотных назначений РЭС 8.1. Минсвязи России, органы государственной радиочастотной службы, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России ведут систематический учет частотных назначений, документов по согласованию радиочастот, а также своевременно корректируют учетные данные. 8.2. Порядок ведения учета, хранения и использования данных РЭС гражданского назначения определяет Минсвязи России. 8.3. Минобороны России ведет учет частотных назначений для РЭС правительственного и гражданского назначения, а также определяет порядок ведения учета, хранения и использования данных. 8.4. Радиочастотный орган Спецсвязи России ведет учет частотных назначений РЭС президентской, правительственной и специальной радиосвязи, а также определяет порядок ведения учета, хранения и использования данных. 8.5. Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России несут ответственность за достоверность учетных данных частотных назначений РЭС. 8.6. Минсвязи России направляет копии выданных разрешений на использование радиочастот в радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России, с которыми проводилось согласование частотных назначений. В случае, если с каким-либо радиочастотным органом Минобороны России или Спецсвязи России согласование радиочастот не производилось, Минсвязи России может направлять по запросам информацию о назначении (присвоении) радиочастот РЭС гражданского назначения в этот радиочастотный орган по взаимной договоренности в согласованном виде. Информация о назначенных (присвоенных) радиочастотах для РЭС гражданского назначения может предоставляться радиочастотным органам Минобороны России и Спецсвязи России на бумажных носителях, либо в электронном виде. 8.7. Радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России направляют в Минсвязи России копии разрешительных документов на использование радиочастот в полосах категории <ГР> в случаях, когда решением ГКРЧ предусмотрено согласование радиочастот с Минсвязи России. 8.8. Данные о РЭС различного применения регистрируются в установленном порядке в ФСБ России. 9. Контроль за использованием частотных назначений РЭС, мероприятия по исключению радиопомех 9.1. Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России должны вести систематический контроль за соблюдением условий использования присвоенных (назначенных) радиочастот или радиочастотных каналов и принимать меры по своевременному устранению выявленных нарушений. 9.2. Контроль осуществляется путем измерений параметров излучения (приема) РЭС, влияющих на электромагнитную совместимость с другими РЭС. 9.3. Минобороны России и Спецсвязи России в целях обеспечения ЭМС РЭС правительственного применения осуществляют контроль за излучениями РЭС всех назначений в полосах частот категорий <ПР>, <СИ> и <ГР>. Органы государственной радиочастотной службы осуществляют радиотехнический контроль РЭС гражданского назначения в полосах частот категории <ГР> и <СИ>, а также на рабочих частотах, выделенных РЭС гражданского назначения, в полосах частот категорий <ПР>. 9.4. Порядок взаимодействия органов государственной радиочастотной службы и радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России по вопросам организации и проведения контроля за излучениями РЭС определяется их совместными решениями. 9.5. В случае выявления нарушений, допускаемых пользователями при эксплуатации РЭС, Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России направляют им извещение о нарушении. Если пользователями не будут приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений, к ним могут быть применены санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разрешение на использование радиочастот может быть приостановлено или его действие прекращено в установленном порядке, в случае нарушения условий, указанных в соответствующих разрешениях. 9.6. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения Минсвязи России, радиочастотных органов Минобороны России и Спецсвязи России не допускается. 9.7. В случае возникновения радиопомех по причине несоответствия технических характеристик РЭС заявленным, пользователи этих РЭС должны принять меры по приведению характеристик в соответствие с действующими нормами или заменить РЭС в установленном порядке. 9.8. Если помехи радиоэлектронным средствам создаются другими РЭС или высокочастотными устройствами, пользователь РЭС обращается в соответствующий орган государственной радиочастотной службы, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России. 9.9. Если будет установлено, что радиопомехи возникли вследствие ошибок, допущенных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, Минсвязи России, радиочастотные органы Минобороны России и Спецсвязи России, присвоившие (назначившие) радиочастоты или радиочастотные каналы, обязаны принять необходимые меры по устранению возникших радиопомех, вплоть до переназначения радиочастот в установленном порядке. 9.10. Если радиопомехи создаются радиоэлектронными средствами правительственного применения, то Минсвязи России сообщает об этом в соответствующий радиочастотный орган Минобороны России или Спецсвязи России, который принимает необходимые меры по устранению радиопомех и сообщает об этом в органы государственной радиочастотной службы. 9.11. При выявлении радиопомех радиоэлектронным средствам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, от радиоэлектронных средств иностранных государств органы государственной радиочастотной службы уведомляют об этом Минсвязи России. Если РЭС Российской Федерации, испытывающее радиопомехи, зарегистрировано в Бюро радиосвязи МСЭ и частотное назначение произведено с учетом международной координации, Минсвязи России подготавливает и направляет установленным порядком письмо в администрацию связи соответствующего государства с предложением принять необходимые меры по устранению радиопомех, создаваемых радиоэлектронным средством этого государства. 9.12. При поступлении претензий иностранных государств на радиопомехи, создаваемые радиоэлектронными средствами, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации, Минсвязи России определяет правовую основу этих претензий, устанавливает принадлежность РЭС, создающих радиопомехи, и принимает меры по устранению радиопомех, если претензии обоснованны. О результатах запрашивающая сторона уведомляется через Администрацию связи Российской Федерации. 9.13. Нерешенные вопросы по устранению радиопомех подлежат рассмотрению Государственной комиссией по радиочастотам. _______________________________ 1 Под юрисдикцией Российской Федерации находятся воздушные, морские и космические объекты Российской Федерации, территории в соответствии с международными обязательствами.